Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать
сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте,
такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора,
её глубину.
Леся Александрова
ЛЮДИ-КАМНИ
Серой тяжёлою массою
Камни уныло лежат.
Между, сверкает алмазами
Чья-то иная душа.
С неба узором волнительным
Смотрится каменный вид.
Ветер касаньем пленительным
Жарко ласкает гранит.
Волны морские вздымаются,
Кто-то скалою стоит,
Кто-то в песок рассыпается,
Кто-то в пучине размыт.
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение:
В скалы, песок, изумруд,
В статуи, здания, улицы,
В груды живых кирпичей.
Снова страдать и сутулиться
Им во вселенной ничьей.
***
— Что ты делаешь?
— Размышляю.
— А ты всегда так дышишь, когда размышляешь?
— Я даже не замечаю, что дышу...
***
...В груди я тот камень таскаю,
Где надпись я высек мою.
Алексей Лозина-Лозинский
***
Каменотёс закончил высекать дату
на могильной плите, кроме одной цифры, означавшей «день ухода», вытер
устало руки и подошёл к открытому окну мастерской. Мгла на ночном небе
показалась ему не такой уж чужой, как накануне, а близкой и даже
какой-то родной.
Заломило в груди. Он давно уже
чувствовал в себе эту боль и называл её «каменной птицей», — это она
ломала ему кости, нещадно сжигала беззащитную душу и вырывалась наружу
едким дымом, сопровождая выдох раскалённым хрипом.
Опустив взгляд на свою грудь, мастер спросил вслух:
— Тебе хочется летать? Хм... Мне
тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в
нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра... День за днём... Мне мечталось, пока твои птенцы не выгрызли чёрные дыры в моём нутре...
Пока не выкорчевали жизнь мою наружу...
Мастер прилёг на кровать и неподвижно смотрел в ночную темь, которая превращала его широкий взгляд в два тусклых, сухих пятна.
Годы нельзя удержать, они
своевольны и настолько резвы, что остро осознать их неизбежное и
стремительное таяние мастер-каменотёс смог лишь на четвёртой стадии,
когда жизнь приостановила свой бег ненадолго, а страшная болезнь уже
охватила весь организм и необратимые процессы подавляли рассудок... Его жизненный путь не оборвался в
пропасть, мастер не пытался закончить его дерзким зигзагом, — нет, всё
шло своим чередом. Он только по-другому стал относить себя к
окружающему миру, понимая, лучше уже не станет...
«Прекрасное далёко, где ты?!» —
пронеслась мысль, в которую получилось вместить целую жизнь. И как
издевательство послышался ответ: «Здесь я!». Резко повернувшись к
могильному камню, мастер вздрогнул. Эта очевидная истина была
чудовищной. Да, на камне была высечена дата его смерти. И высек её он
сам, своими руками. Осталось только обозначить день... последний...
Он — ремесленник, талантливый
ремесленник. Много имён и дат прошлось ему выдолбить за свою жизнь на
этих холодных камнях, пришёл черёд написать финальные цифры и о себе.
Нелепо? Глупо? Страшно! Повторяя одно и то же, он давно перестал
задумываться над смыслом своего ремесла, а даты, такие беспощадно
банальные и жуткие, становились некой «бегущей строкой».
— А какое сегодня число? — спросил себя мастер и тут же вспомнил.
Тяжело привставая, он, шаркая ногами по полу, подошёл снова к своему «детищу».
Рука предательски дрогнула, когда каменотёс взял зубило с молотком и стал откалывать кусочки чёрного мрамора.
Глотая боль, он высек последнюю
цифру и она стала превращаться в бездонную чёрную точку, а сам мастер,
уперев в неё взгляд, произнёс шёпотом:
— Я... убиваю... себя...
Мастер громко застонал. Его тело, истерзанное невидимыми когтями «каменной птицы», упало рядом с плитой...
[Скрыть]Регистрационный номер 0454977 выдан для произведения:
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать
сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте,
такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора,
её глубину.
Леся Александрова
ЛЮДИ-КАМНИ
Серой тяжёлою массою
Камни уныло лежат.
Между, сверкает алмазами
Чья-то иная душа.
С неба узором волнительным
Смотрится каменный вид.
Ветер касаньем пленительным
Жарко ласкает гранит.
Волны морские вздымаются,
Кто-то скалою стоит,
Кто-то в песок рассыпается,
Кто-то в пучине размыт.
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение:
В скалы, песок, изумруд,
В статуи, здания, улицы,
В груды живых кирпичей.
Снова страдать и сутулиться
Им во вселенной ничьей.
***
— Что ты делаешь?
— Размышляю.
— А ты всегда так дышишь, когда размышляешь?
— Я даже не замечаю, что дышу...
***
...В груди я тот камень таскаю,
Где надпись я высек мою.
Алексей Лозина-Лозинский
***
Каменотёс закончил высекать дату
на могильной плите, кроме одной цифры, означавшей день «ухода», вытер
устало руки и подошёл к открытому окну мастерской. Мгла на ночном небе
показалась ему не такой уж чужой, как накануне, а близкой и даже
какой-то родной.
Заломило в груди. Он давно уже
чувствовал в себе эту боль и называл её «каменной птицей», — это она
ломала ему кости, нещадно сжигала беззащитную душу и вырывалась наружу
едким дымом, сопровождая выдох раскалённым хрипом.
Опустив взгляд на свою грудь, мастер спросил вслух:
— Тебе хочется летать? Хм... Мне
тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в
нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра. День за днём
чтобы... Пока твои чёрные птенцы не выгрызли чёрные дыры в моём нутре...
Пока не выкорчевали жизнь мою наружу...
Мастер прилёг на кровать и неподвижно смотрел в ночную мглу, которая превращала его широкий взгляд в тусклый, сухой туман.
Годы нельзя удержать, они
своевольны и настолько резвы, что остро осознать их неизбежное и
стремительное таяние мастер-каменотёс смог лишь на четвёртой стадии,
когда жизнь приостановила свой бег не надолго, а страшная болезнь уже
охватила весь организм, и необратимые процессы подавляли остатки
разума...
Его жизненный путь не оборвался в
пропасть, мастер не пытался закончить его дерзким зигзагом, — нет, всё
шло своим чередом. Он только по-другому стал относить себя к
окружающему миру, понимая: лучше уже не станет!
«Прекрасное далёко», где ты?!» —
пронеслась мысль, в которую получилось вместить целую жизнь. И как
издевательство послышался ответ: «Здесь я!»
Резко повернувшись к
могильному камню, мастер вздрогнул. Эта очевидная истина была
чудовищной! Да, на камне была высечена дата его смерти. И высек её он
сам, своими руками. Осталось только обозначить день... последний...
Он — ремесленник, талантливый
ремесленник. Много имён и дат прошлось ему выдолбить за свою жизнь на
этих холодных камнях, пришёл черёд написать финальные цифры и себе.
Нелепо? Глупо? Страшно! Повторяя одно и то же, он давно перестал
задумываться над смыслом своего ремесла, а даты, такие беспощадно
банальные и жуткие, становились некой «бегущей строкой».
— А какое сегодня число? — спросил себя мастер и тут же вспомнил.
Тяжело привставая, он, шаркая ногами по полу, подошёл снова к своему «детищу».
Рука предательски дрогнула, когда каменотёс взял зубило с молотком и стал откалывать кусочки чёрного мрамора.
Глотая боль, он высек последнюю
цифру и она стала превращаться в бездонную чёрную точку, а сам мастер,
уперев в неё взгляд, произнёс шёпотом:
— Я убиваю себя...
Мастер громко застонал. Его тело, истерзанное невидимыми когтями «каменной птицы», упало рядом с плитой...
Это мы так с Вами считаем. А те, кто ищет в будущем ответов на своё любопытство, думают иначе. Как говорил Райкин: "Пусть ищут! Пусть! После того, как найдут!"
Лучше не знать эту дату. Иначе вся оставшаяся жизнь будет отравлена. Хотя некоторым она становится известной от Небес, но это - особые люди. Они принадлежат космосу и это их спасает от уныния. Не все так могут...
Возможно, к таким «космическим» принадлежал и Народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон. Примечательно, что за несколько лет до своей смерти талантливейший и несчастный артист заказал надгробный камень с датой своего рождения, и предрёк себе, что не доживёт до 76 лет... два месяца не дожил... Дату смерти высекли потом и камень этот сейчас установлен на могиле Готлиба. Надпись на камне гласит: «Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!»
Заранее не стоит знать эту дату, согласен с Александром. Но многие люди назначают себе эту дату, и идут к ней. Некоторые даже, чтобы их не обвинили лжецами, убивают себя в назначенный день. В старину ( а может и сейчас) некоторые старики, почувствовав, что становятся обузой, прощаются с близкими, а затем ложатся и помирают. Заранее помывшись и переодевшись в чистое. В рассказе мастер уже подошёл к порогу смерти, и знал о её приближении (4 стадия). И принял её как освобождение от боли. Скорее всего перед этим он уже разочаровался в жизни, и поэтому не цеплялся за неё, а торопил смерть. Стихотворение Леси понравилось.
Именно так, избавление от боли! Но разочарований жизненных он не испытывал, скорее всего, потому и говорил вслух в свой последний день: "...Мне тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра. День за днём чтобы..."
Ну а стих у Леси получился жёстким, твёрдым, таким же, как камни.
В молодости я смотрел нашумевший фильм знаменитого Имамуры «Легенда о Нараяме». Забытая маленькая японская деревенька, где неторопливо течёт почти первобытная жизнь, хотя в фильме события происходят примерно в XIX веке. Все отношения строятся на диком прагматизме - кушать хочется всем, а получается не у каждого и не всегда. Согласно этой философии, старики, хоть их любят и уважают, но с возрастом становятся, грубо говоря, нахлебниками. Поэтому, как только кому-то исполняется семьдесят лет, его старший сын должен на своих плечах отнести пожилого человека на вершину горы Нараяма умирать от голода и жажды. Жестоко, но по тем временам мудро, по крайней мере, с точки зрения тогдашней восточной философии. И чем, Валера, те японские старики отличаются от твоего каменотёса? Только тем, что сами не высекают на камне дату своей смерти? А может так оно и лучше? Не нужно слушать кукушку, ходить к гадалкам, раскладывать карты Таро. С детства ты уже знаешь, сколько тебе отпущено, вот и подгоняй свою жизнь по отмеренной линейке, где последнее деление помечено числом 70.
«Легенду о Нараяме», наверное, посмотрело всё взрослое население Советского Союза. Заинтриговали поздним показом и разговорами: «Там такое!». А ничего ТАКОГО не было. Разве что, пару раз промелькнули обнажённые телеса, демонстрирующими характерные движения, да ещё этого, одного из героев фильма... балующимся с собачкой... «Вонючкой» звали ))))
Ну не могу сказать того же и у меня не "выбивалась" татуировкой цифра 70. ))) Но вот сейчас есть ощущение, что жизнь перевалила пик и произошло это не вчера, она набирает обороты и скоро полетит под откос. Надеюсь, что хорошее ещё будет впереди, но лучше вряд ли станет.......
Лучше, конечно, уже не станет, но и назначать свой уход в 70, рановато). Давно прошли те времена, когда старикам было "пора на лубок", или же "садиться на салазки"... и в зимний лес с голодными волками... Хотя и сейчас не редкость, одинокие старики, отданные на "съедение" двуногим волкам... Высеченная на могильном камне дата смерти... Каменотёсу страшно, но он не в силах отвратить неминуемое, возможно, он даже ждал этого дня, как избавления от, годами носимого в груди, тяжёлого камня боли...
Привет, Валера! Да причём здесь дата смерти? Какая разница знаем мы её заранее или нет? Не в этом дело. Минька, как мне кажется вовсе не о том. Каменотёс годами выбивал эти даты для других, не задумываясь, что это не просто цифры — это время жизни заключённое между ними. Какой ужас он ощутил, когда понял это. Сколько горя, радости, страдания, счастья и любви между двумя датами, высекаемыми им несколькими движениями. Немного работы — и в маленькое тире между одной датой и другой умещается целая жизнь. Вот, думаю, о чём минька.
«Каменное поколение» — отчасти, в этом состоит лейтмотив стиха Леси Александровой, не стал уходить далеко от заданной темы и я в своём эссе. «Каменные поколения» собраны в каждом населённом пункте, в таких местах тишина и умиротворение... и Вы правы, Александр, в своём рассуждении: «сколько горя, радости, страдания, счастья и любви между двумя датами... Немного работы — и в маленькое тире между одной датой и другой умещается целая жизнь...». Всё так и есть!
Есть такое мнение, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но мимо пройти невозможно. А именно, человек умирает тогда, когда очень устал... Так устал, что уже абсолютно нет сил для дальнейшей жизни... Не эта ли мысль заложена в твоей миниатюре? Намек имеется и выражен словами об измучившей главного героя боли... Прежде, чем придет смерть, должна измучить жизнь... Есть ещё такой момент, который подтверждает учёный мир: если человек часто говорит, что он устал, что у него нет сил и прочее, то тем самым он как бы даёт себе установку на скорое старение, клетки перестают делиться, что и приводит к скорой кончине... Очень интересная миниатюра, тема такая животрепещущая и, как всегда, изложена на высоком литературном уровне. Стих-е Леси выдающееся, особенно если отталкиваться от ее возраста. Браво, дорогие авторы!
Всегда радуюсь, если в комментариях отмечают не только моё эссе, но и стих, побудивший, вдохновивший и как ты его высоко оценила, назвав *выдающимся*. Тема сложная, волнительная, от мыслей про неминуемое не спрятаться, и писать об этом, признаюсь, очень тяжело. Да, финала не избежать, но и призывать его не стоит, торопиться не надо - в гости к Богу мы всегда успеем!
Мы,конечно,не знаем, что чувствует человек в последние минуты жизни: страх или облегчение.Мы мчимся в круговороте жизни, стараясь не думать о последней минуте.Но, в какой-то момент приходит осознание...наверно когда мы чувствуем первые недомогания и несостоятельность,видим в зеркале опущенные уголки губ, которые уже не поднять улыбкой....И вот уже мы на Вы со смертью, с уважением к ней.Заигрываем. Но чаще, как у камнетеса, с приходом болезни ясное осознание, что жизнь пролетела в однотонной работе и надо обозначиться на этой земле,хотя бы мраморной плитой...а вдруг даже этого никто не сделает... Согласна с Василиссой,для возраста Леси стихи очень даже глубокие и думающие, а главное, тебя вдохновляющие!
В одном из эссе я попытался погрузить себя в такую...решающую минуту вместе с главной героиней, тяжело, даже смертельно больной... Она осознала, что стала чужой и ненужной в этом мире, ей уже не принадлежало ничего, только боль, которую та изо дня в день чувствовала и понимала, что стоит за этим Смерть. «Она всю жизнь рядом с нами — прицеливается, подбирается... Упал ты в детстве, ушиб колено, а она уже рядом, как только заболит... Поджидает момент, чтобы успеть...» — такой вывод сделала женщина, незадолго ДО... Да, пока силы есть, мы можем позаигрывать со смертью. Тема тяжелейшая. Если раньше брался за такие, то теперь уж лучше мистикой упражняться )))