ЛЮДИ-КАМНИ

10 августа 2019 - камерный театр
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 


 
 
Леся Александрова

ЛЮДИ-КАМНИ

Серой тяжёлою массою
Камни уныло лежат.
Между, сверкает алмазами
Чья-то иная душа.
С неба узором волнительным
Смотрится каменный вид.
Ветер касаньем пленительным
Жарко ласкает гранит.
Волны морские вздымаются,
Кто-то скалою стоит,
Кто-то в песок рассыпается,
Кто-то в пучине размыт.
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение:
В скалы, песок, изумруд,
В статуи, здания, улицы,
В груды живых кирпичей.
Снова страдать и сутулиться
Им во вселенной ничьей.


***




— Что ты делаешь?
— Размышляю.
— А ты всегда так дышишь, когда размышляешь?
— Я даже не замечаю, что дышу...

 
***

...В груди я тот камень таскаю,
Где надпись я высек мою.

Алексей Лозина-Лозинский


***
 
   Каменотёс закончил высекать дату на могильной плите, кроме одной цифры, означавшей «день ухода», вытер устало руки и подошёл к открытому окну мастерской. Мгла на ночном небе показалась ему не такой уж чужой, как накануне, а близкой и даже какой-то родной.
 
   Заломило в груди. Он давно уже чувствовал в себе эту боль и называл её «каменной птицей», — это она ломала ему кости, нещадно сжигала беззащитную душу и вырывалась наружу едким дымом, сопровождая выдох раскалённым хрипом.
 
   Опустив взгляд на свою грудь, мастер спросил вслух:
— Тебе хочется летать? Хм... Мне тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра... День за днём... Мне мечталось, пока твои птенцы не выгрызли чёрные дыры в моём нутре... Пока не выкорчевали жизнь мою наружу...

   Мастер прилёг на кровать и неподвижно смотрел в ночную темь, которая превращала его широкий взгляд в два тусклых, сухих пятна.
 
   Годы нельзя удержать, они своевольны и настолько резвы, что остро осознать их неизбежное и стремительное таяние мастер-каменотёс смог лишь на четвёртой стадии, когда жизнь приостановила свой бег ненадолго, а страшная болезнь уже охватила весь организм и необратимые процессы подавляли рассудок... Его жизненный путь не оборвался в пропасть, мастер не пытался закончить его дерзким зигзагом, — нет, всё шло своим чередом. Он только по-другому стал относить себя к окружающему миру, понимая, лучше уже не станет...
 
   «Прекрасное далёко, где ты?!» — пронеслась мысль, в которую получилось вместить целую жизнь. И как издевательство послышался ответ: «Здесь я!». Резко повернувшись к могильному камню, мастер вздрогнул. Эта очевидная истина была чудовищной. Да, на камне была высечена дата его смерти. И высек её он сам, своими руками. Осталось только обозначить день... последний...
 
   Он — ремесленник, талантливый ремесленник. Много имён и дат прошлось ему выдолбить за свою жизнь на этих холодных камнях, пришёл черёд написать финальные цифры и о себе. Нелепо? Глупо? Страшно! Повторяя одно и то же, он давно перестал задумываться над смыслом своего ремесла, а даты, такие беспощадно банальные и жуткие, становились некой «бегущей строкой».
— А какое сегодня число? — спросил себя мастер и тут же вспомнил.
  
   Тяжело привставая, он, шаркая ногами по полу, подошёл снова к своему «детищу».
Рука предательски дрогнула, когда каменотёс взял зубило с молотком и стал откалывать кусочки чёрного мрамора.
Глотая боль, он высек последнюю цифру и она стала превращаться в бездонную чёрную точку, а сам мастер, уперев в неё взгляд, произнёс шёпотом:
— Я... убиваю... себя...
  
   Мастер громко застонал. Его тело, истерзанное невидимыми когтями «каменной птицы», упало рядом с плитой...

 
 

© Copyright: камерный театр, 2019

Регистрационный номер №0454977

от 10 августа 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0454977 выдан для произведения:
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 


 
 
Леся Александрова

ЛЮДИ-КАМНИ

Серой тяжёлою массою
Камни уныло лежат.
Между, сверкает алмазами
Чья-то иная душа.
С неба узором волнительным
Смотрится каменный вид.
Ветер касаньем пленительным
Жарко ласкает гранит.
Волны морские вздымаются,
Кто-то скалою стоит,
Кто-то в песок рассыпается,
Кто-то в пучине размыт.
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение:
В скалы, песок, изумруд,
В статуи, здания, улицы,
В груды живых кирпичей.
Снова страдать и сутулиться
Им во вселенной ничьей.


***




— Что ты делаешь?
— Размышляю.
— А ты всегда так дышишь, когда размышляешь?
— Я даже не замечаю, что дышу...

 
***

...В груди я тот камень таскаю,
Где надпись я высек мою.

Алексей Лозина-Лозинский


***




Каменотёс закончил высекать дату на могильной плите, кроме одной цифры, означавшей день «ухода», вытер устало руки и подошёл к открытому окну мастерской. Мгла на ночном небе показалась ему не такой уж чужой, как накануне, а близкой и даже какой-то родной.



Заломило в груди. Он давно уже чувствовал в себе эту боль и называл её «каменной птицей», — это она ломала ему кости, нещадно сжигала беззащитную душу и вырывалась наружу едким дымом, сопровождая выдох раскалённым хрипом.
Опустив взгляд на свою грудь, мастер спросил вслух:
— Тебе хочется летать? Хм... Мне тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра. День за днём чтобы... Пока твои чёрные птенцы не выгрызли чёрные дыры в моём нутре... Пока не выкорчевали жизнь мою наружу...

Мастер прилёг на кровать и неподвижно смотрел в ночную мглу, которая превращала его широкий взгляд в тусклый, сухой туман.
Годы нельзя удержать, они своевольны и настолько резвы, что остро осознать их неизбежное и стремительное таяние мастер-каменотёс смог лишь на четвёртой стадии, когда жизнь приостановила свой бег не надолго, а страшная болезнь уже охватила весь организм, и необратимые процессы подавляли остатки разума...
Его жизненный путь не оборвался в пропасть, мастер не пытался закончить его дерзким зигзагом, — нет, всё шло своим чередом. Он только по-другому стал относить себя к окружающему миру, понимая: лучше уже не станет!



«Прекрасное далёко», где ты?!» — пронеслась мысль, в которую получилось вместить целую жизнь. И как издевательство послышался ответ: «Здесь я!»
Резко повернувшись к могильному камню, мастер вздрогнул. Эта очевидная истина была чудовищной! Да, на камне была высечена дата его смерти. И высек её он сам, своими руками. Осталось только обозначить день... последний...
Он — ремесленник, талантливый ремесленник. Много имён и дат прошлось ему выдолбить за свою жизнь на этих холодных камнях, пришёл черёд написать финальные цифры и себе. Нелепо? Глупо? Страшно! Повторяя одно и то же, он давно перестал задумываться над смыслом своего ремесла, а даты, такие беспощадно банальные и жуткие, становились некой «бегущей строкой».
 
— А какое сегодня число? — спросил себя мастер и тут же вспомнил.

Тяжело привставая, он, шаркая ногами по полу, подошёл снова к своему «детищу».
Рука предательски дрогнула, когда каменотёс взял зубило с молотком и стал откалывать кусочки чёрного мрамора.
Глотая боль, он высек последнюю цифру и она стала превращаться в бездонную чёрную точку, а сам мастер, уперев в неё взгляд, произнёс шёпотом:



— Я убиваю себя...
 
Мастер громко застонал. Его тело, истерзанное невидимыми когтями «каменной птицы», упало рядом с плитой...

 
 
 
 
Рейтинг: +8 379 просмотров
Комментарии (17)
Александр Виноградов-Белый # 12 августа 2019 в 06:52 +3
Некоторые граждане уже заранее хотят знать эту дату: ходят к магам и ясновидящим, просят погадать на картах.
Не к добру это любопытство.
камерный театр # 12 августа 2019 в 09:32 +3
Это мы так с Вами считаем. А те, кто ищет в будущем ответов на своё любопытство, думают иначе. Как говорил Райкин: "Пусть ищут! Пусть! После того, как найдут!"
Александр Надежный # 19 мая 2020 в 16:06 +4
Лучше не знать эту дату. Иначе вся оставшаяся жизнь будет отравлена. Хотя некоторым она становится известной от Небес, но это - особые люди. Они принадлежат космосу и это их спасает от уныния. Не все так могут...
камерный театр # 19 мая 2020 в 16:38 +4
Возможно, к таким «космическим» принадлежал и Народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон. Примечательно, что за несколько лет до своей смерти талантливейший и несчастный артист заказал надгробный камень с датой своего рождения, и предрёк себе, что не доживёт до 76 лет... два месяца не дожил... Дату смерти высекли потом и камень этот сейчас установлен на могиле Готлиба.
Надпись на камне гласит:
«Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!»
Владимир Перваков # 19 мая 2020 в 23:59 +4
Заранее не стоит знать эту дату, согласен с Александром.
Но многие люди назначают себе эту дату, и идут к ней.
Некоторые даже, чтобы их не обвинили лжецами, убивают себя в назначенный день.
В старину ( а может и сейчас) некоторые старики, почувствовав, что становятся обузой, прощаются с близкими, а затем ложатся и помирают. Заранее помывшись и переодевшись в чистое.
В рассказе мастер уже подошёл к порогу смерти, и знал о её приближении (4 стадия).
И принял её как освобождение от боли.
Скорее всего перед этим он уже разочаровался в жизни, и поэтому не цеплялся за неё, а торопил смерть.
Стихотворение Леси понравилось.
камерный театр # 20 мая 2020 в 09:35 +3
© Владимир: И принял её как освобождение от боли.

Именно так, избавление от боли! Но разочарований жизненных он не испытывал, скорее всего, потому и говорил вслух в свой последний день: "...Мне тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра. День за днём чтобы..."

Ну а стих у Леси получился жёстким, твёрдым, таким же, как камни.
Сергей Шевцов # 27 ноября 2020 в 11:44 +3
В молодости я смотрел нашумевший фильм знаменитого Имамуры «Легенда о Нараяме». Забытая маленькая японская деревенька, где неторопливо течёт почти первобытная жизнь, хотя в фильме события происходят примерно в XIX веке. Все отношения строятся на диком прагматизме - кушать хочется всем, а получается не у каждого и не всегда. Согласно этой философии, старики, хоть их любят и уважают, но с возрастом становятся, грубо говоря, нахлебниками. Поэтому, как только кому-то исполняется семьдесят лет, его старший сын должен на своих плечах отнести пожилого человека на вершину горы Нараяма умирать от голода и жажды. Жестоко, но по тем временам мудро, по крайней мере, с точки зрения тогдашней восточной философии. И чем, Валера, те японские старики отличаются от твоего каменотёса? Только тем, что сами не высекают на камне дату своей смерти? А может так оно и лучше? Не нужно слушать кукушку, ходить к гадалкам, раскладывать карты Таро. С детства ты уже знаешь, сколько тебе отпущено, вот и подгоняй свою жизнь по отмеренной линейке, где последнее деление помечено числом 70.
камерный театр # 27 ноября 2020 в 12:22 +4
«Легенду о Нараяме», наверное, посмотрело всё взрослое население Советского Союза. Заинтриговали поздним показом и разговорами: «Там такое!». А ничего ТАКОГО не было. Разве что, пару раз промелькнули обнажённые телеса, демонстрирующими характерные движения, да ещё этого, одного из героев фильма... балующимся с собачкой... «Вонючкой» звали ))))

© Сергей: С детства ты уже знаешь, сколько тебе отпущено, вот и подгоняй свою жизнь по отмеренной линейке, где последнее деление помечено числом 70...

Ну не могу сказать того же и у меня не "выбивалась" татуировкой цифра 70. ))) Но вот сейчас есть ощущение, что жизнь перевалила пик и произошло это не вчера, она набирает обороты и скоро полетит под откос. Надеюсь, что хорошее ещё будет впереди, но лучше вряд ли станет.......
Маргарита Тодорова # 29 ноября 2020 в 08:43 +4
Лучше, конечно, уже не станет, но и назначать свой уход в 70, рановато). Давно прошли те времена, когда старикам было "пора на лубок", или же "садиться на салазки"... и в зимний лес с голодными волками... Хотя и сейчас не редкость, одинокие старики, отданные на "съедение" двуногим волкам... Высеченная на могильном камне дата смерти... Каменотёсу страшно, но он не в силах отвратить неминуемое, возможно, он даже ждал этого дня, как избавления от, годами носимого в груди, тяжёлого камня боли...
камерный театр # 29 ноября 2020 в 10:28 +4
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение...

...и всё...
Неизбежность.
Александр Джад # 17 декабря 2021 в 14:09 +3
Привет, Валера!
Да причём здесь дата смерти? Какая разница знаем мы её заранее или нет? Не в этом дело.
Минька, как мне кажется вовсе не о том.
Каменотёс годами выбивал эти даты для других, не задумываясь, что это не просто цифры — это время жизни заключённое между ними.
Какой ужас он ощутил, когда понял это. Сколько горя, радости, страдания, счастья и любви между двумя датами, высекаемыми им несколькими движениями. Немного работы — и в маленькое тире между одной датой и другой умещается целая жизнь.
Вот, думаю, о чём минька.
камерный театр # 17 декабря 2021 в 14:26 +1
© ...Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение...

«Каменное поколение» — отчасти, в этом состоит лейтмотив стиха Леси Александровой, не стал уходить далеко от заданной темы и я в своём эссе.
«Каменные поколения» собраны в каждом населённом пункте, в таких местах тишина и умиротворение... и Вы правы, Александр, в своём рассуждении: «сколько горя, радости, страдания, счастья и любви между двумя датами... Немного работы — и в маленькое тире между одной датой и другой умещается целая жизнь...». Всё так и есть!
Василисса # 10 июля 2022 в 18:01 +2
Есть такое мнение, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но мимо пройти невозможно. А именно, человек умирает тогда, когда очень устал... Так устал, что уже абсолютно нет сил для дальнейшей жизни... Не эта ли мысль заложена в твоей миниатюре? Намек имеется и выражен словами об измучившей главного героя боли... Прежде, чем придет смерть, должна измучить жизнь...
Есть ещё такой момент, который подтверждает учёный мир: если человек часто говорит, что он устал, что у него нет сил и прочее, то тем самым он как бы даёт себе установку на скорое старение, клетки перестают делиться, что и приводит к скорой кончине...
Очень интересная миниатюра, тема такая животрепещущая и, как всегда, изложена на высоком литературном уровне. Стих-е Леси выдающееся, особенно если отталкиваться от ее возраста.
Браво, дорогие авторы!
spasibo-10
камерный театр # 10 июля 2022 в 18:40 +3
Всегда радуюсь, если в комментариях отмечают не только моё эссе, но и стих, побудивший, вдохновивший и как ты его высоко оценила, назвав *выдающимся*.
Тема сложная, волнительная, от мыслей про неминуемое не спрятаться, и писать об этом, признаюсь, очень тяжело.
Да, финала не избежать, но и призывать его не стоит, торопиться не надо - в гости к Богу мы всегда успеем!
cvety-rozy-17
Галина Сотникова # 30 июля 2022 в 09:15 +2
Мы,конечно,не знаем, что чувствует человек в последние минуты жизни: страх или облегчение.Мы мчимся в круговороте жизни, стараясь не думать о последней минуте.Но, в какой-то момент приходит осознание...наверно когда мы чувствуем первые недомогания и несостоятельность,видим в зеркале опущенные уголки губ, которые уже не поднять улыбкой....И вот уже мы на Вы со смертью, с уважением к ней.Заигрываем. Но чаще, как у камнетеса, с приходом болезни ясное осознание, что жизнь пролетела в однотонной работе и надо обозначиться на этой земле,хотя бы мраморной плитой...а вдруг даже этого никто не сделает...
Согласна с Василиссой,для возраста Леси стихи очень даже глубокие и думающие, а главное, тебя вдохновляющие!
камерный театр # 30 июля 2022 в 10:59 +2
В одном из эссе я попытался погрузить себя в такую...решающую минуту вместе с главной героиней, тяжело, даже смертельно больной...
Она осознала, что стала чужой и ненужной в этом мире, ей уже не принадлежало ничего, только боль, которую та изо дня в день чувствовала и понимала, что стоит за этим Смерть.
«Она всю жизнь рядом с нами — прицеливается, подбирается... Упал ты в детстве, ушиб колено, а она уже рядом, как только заболит... Поджидает момент, чтобы успеть...» — такой вывод сделала женщина, незадолго ДО...
Да, пока силы есть, мы можем позаигрывать со смертью.
Тема тяжелейшая. Если раньше брался за такие, то теперь уж лучше мистикой упражняться )))
Галина Сотникова # 1 августа 2022 в 01:15 +1
Тема действительно сложная,не радужная.Наверно после подобных погружений в нее хочется солнца,вдыхать свежего воздуха с еще большим наслаждением.