ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Мастер слова

Мастер слова

21 февраля 2024 - Александр Джад
Труднее всего человеку
дается то, что дается не ему.
М. Жванецкий

Темнота вползала в ночь лениво и неотвратимо. Всё вокруг дышало умопомрачительными, кружившими голову свежими ароматами. Много ли на самом деле человеку нужно для счастья? Деревянный сруб, сеновал со свежевысушенной душистой травой, девственный лес за околицей, да парное молоко в глиняном кувшине поутру.
Колеся по малоезженым просёлочным дорогам в поисках приключений, нас неожиданно занесло в этот чудесный, затерявшийся в сосновом бору, волшебный по своей красоте, хуторок. Нас — это меня, писателя Арсения Львова, и моего молодого приятеля и ученика Стаса.
На ночь мы расположились на сеновале. Как нам, городским жителям, можно было пройти мимо этого экзотического ночлега? Так что мне и Стасу предстояла прекрасная ночь под сводами пропитанного волшебными запахами уголка.
Как только улеглись, сон моментально принялся обволакивать меня, утаскивая в свои нежные, но цепкие объятия. Но не тут-то было.
— Арсений, вы спите? — сквозь дрёму ко мне пробился голос Стаса.
— Сплю, — едва выдавил я из себя.
— Мне тоже не спится, — думая о чём-то своём Стас оторвал взгляд от экрана смартфона.
«Не даст поспать, — подумалось мне. — А так мечтал расслабиться и отдаться невероятному полёту сонной фантазии».
Но, судя по всему, этим моим мечтам сбыться было не суждено.
— Арсений, мне вот тут подумалось... — Стас явно спать не собирался. — Читаю ваши рассказы, — он кивнул на телефон, — и будто кино смотрю. А иногда всё настолько зримо, что чувствую себя не читателем, а участником. Как у вас это получается?
Сон у меня, как рукой сняло. Когда затронули мою любимую           тему, разве тут уснёшь? Моментально сбросив так и не успевшую полностью овладеть мной дрёму, сказал:
— Всё очень просто. Автору описывать нужно не только то, что задумал по сюжету, но и чувства, ощущения, эмоции. Если страх, то стоит подробно показать, как у героя сжимается всё внутри, холодеют руки, перехватывает дыхание, слабеют мышцы от охватившего ужаса. Если это радость, то, как наполнившись счастьем, сердце забилось в сладостном томлении, душа вспорхнула ввысь, захотелось обнять и расцеловать всех от охвативших чувств... Ну или что-то в этом роде.
— Может, достаточно сказать об этом? — в задумчивости произнёс Стас. — Всё остальное человек домыслит сам.
— Может быть. Но не каждый. И не настолько. Задача писателя именно словом помочь читателю стать как бы участником, а не созерцателем, заставить прочувствовать ситуацию, а не только её увидеть.
— Но ведь если выписать достаточно подробно всё что случилось, — не унимался Стас, — то это и так будет понятно? 
— Если творишь «холодной головой», получается не рассказ, а что-то вроде очерка, то есть самый тривиальный пересказ событий. А это прерогатива, порой пусть и очень талантливого, но журналиста-ремесленника.
— Хорошие, умные журналисты, — несмело заметил Стас, — тоже весьма в почёте.
— Кто ж спорит? — кивнул я. — Только вот рассказы пишутся сердцем, а не умом и знаниями. Автору самому нужно проживать ситуацию вместе с героями повествования, находясь как бы рядом с ними. Чувствовать боль, страх, радость и счастье так же, как это чувствуют они. Только в этом случае читатель в результате получит тот самый эффект присутствия.
— Это как? — спать, судя по всему, Стас не собирался. — Не совсем понимаю, как можно словами передать эмоции и чувства?
— Вот пример, — продолжил я незапланированный урок. — Есть у меня племянница, Светлана. Никак у неё взаимоотношения с техникой не складываются. То телефон заглючит, то планшет, то компьютер. Ремонтирует она свои гаджеты всегда в одной и той же фирме у мастера Евгения и очень им довольна. Он настоящий профи, да ещё и очень отзывчивый и добрый человек.
— Добрый человек — это не профессия, — вставил свои пять копеек Стас.
— Так и есть, — кивнул я. — Это, скорее, состояние души. Так вот, решила Светлана отблагодарить Евгения и на его странице в интернете поместить положительный отзыв о его работе. Написала. Показала мне.
 Немного порывшись в телефоне, я нашёл нужную страницу. Вот что у неё получилось:
 
Мастер Евгений знает своё дело. Всегда чёткая диагностика и выявление проблемы. Озвучивает реальную, не завышенную стоимость ремонта. Быстрое выполнение. Использует надёжные запчасти. Предлагает возможные варианты ремонта и приобретения различной техники.
Сотрудничаем вместе уже более пяти лет. Рекомендую его всем своим знакомым. Стопроцентная гарантия качества. Очень отзывчивый. Всегда на связи. Помогает разобраться в технике. Посоветует, что лучше приобрести.
Теперь все гаджеты покупаю по его советам и очень довольна. Человек компетентный.
 
— А что? Хороший отзыв, — сказал Стас. — Евгений, думаю, остался доволен.
— Не знаю, — пожал я плечами. — Это пример того самого журналистского подхода. В данном случае Светлана поведала лишь информацию об умелом мастере своего дела Евгении. Мне показалось этого недостаточно. Тогда, вникнув в ситуацию, постарался максимально сохранить стилистику племяшки и выдал свою более эмоциональную версию этого послания.
— Зачем в отзыве ещё какие-то эмоции? — удивился Стас. — В Светланином варианте уже всё написано.
— Всё, да не всё, — покачал я головой. — Суди сам.  
 
Всем прекрасного времени суток!
Много лет обращаюсь к Евгению со своими многочисленными проблемами по ремонту и покупке самой различной электронной техники. С уверенностью могу сказать — он мастер своего дела, к  тому же всегда посоветует лучший вариант.
Ремонт различной электроники он проводит в срок и с гарантией. Отдавая в его руки самые разные неисправные гаджеты, знаю, что после ремонта они будут работать ещё лучше, чем новые... Это, конечно, шутка. А, если серьёзно, то ремонт, сделанный его руками всегда качественный, надёжный и что главное по доступной цене.
Словом, он меня... как бы это сказать поточнее, подсадил что ли, на своё мастерство, порядочность и обаяние. Так что теперь все гаджеты ремонтирую только у него и всю технику покупаю после его одобрения.
Советую всем этого мастера, не пожалеете. Он очень надёжный и никогда меня не подводил.
 
— Как же всё просто и доходчиво! — воскликнул Стас. — Арсений, вы настоящий мастер слова. Всё так ловко увязали.
— Когда-то услышал такую сентенцию, — улыбнулся я, — мол, сочинять музыку очень просто, там всего семь нот. Главное суметь их расставить в нужной последовательности. Так и с рассказами.
— Ой, Арсений, не скажите, — Стас покачал головой, — многие умеют рифмовать слова, но далеко не все Пушкины или Есенины. Вы истинный мастер слова.
— Какой там мастер? — мне стало как-то неловко от такого признания моих заслуг. — Ремесленник.
— Э-э, нет, — растягивая слова, с лукавинкой сказал Стас. — Сами говорили, из-под пера ремесленника выходят лишь очерки.
Что и говорить, поймал меня ученик на слове. Мы посмотрели друг на друга и, не сговариваясь, дружно рассмеялись...
Так за разговорами нас постепенно сморило и укутало чарующими запахами свежескошенных трав, да душистого сена. Потом как-то незаметно мы задремали и, позабыв обо всём на свете, благополучно проспали до утра.  

© Copyright: Александр Джад, 2024

Регистрационный номер №0526049

от 21 февраля 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0526049 выдан для произведения:
Труднее всего человеку
дается то, что дается не ему.
М. Жванецкий
Темнота вползала в ночь лениво и неотвратимо. Всё вокруг дышало умопомрачительными, кружащими голову свежими ароматами. Много ли на самом деле человеку нужно для счастья? Деревянный сруб, сеновал со свежевысушенной душистой травой, девственный лес за околицей, да парное молоко в глиняном кувшине поутру.
Колеся по просёлочным дорогам в поисках приключений, нас неожиданно занесло в этот чудесный, затерявшийся в сосновом бору волшебный по своей красоте хуторок. Нас — это меня, писателя Арсения Львова и моего молодого приятеля и ученика Стаса.
На ночь мы расположились на сеновале. Как нам, городским жителям можно пройти мимо этого экзотического ночлега? Так что мне и Стасу предстояла прекрасная ночь под сводами пропитанного волшебными запахами уголка.
Как только улеглись, сон моментально принялся обволакивать меня, утаскивая в свои нежные, но цепкие объятия. Но не тут-то было.
— Арсений, вы спите? — сквозь дрёму ко мне пробился голос Стаса.
— Сплю, — едва выдавил я из себя.
— Мне тоже не спится, — оторвав взгляд от экрана смартфона, сказал Стас.
«Не даст поспать, — подумалось мне. — А так мечтал расслабиться и отдаться невероятному полёту сонной фантазии».
Но, судя по всему, этим моим мечтам сбыться было не суждено.
— Арсений, вот тут подумал... — Стас явно собирался поговорить. — В общем, читаю ваши рассказы, — он кивнул на телефон, — и будто кино смотрю. Иногда всё настолько зримо, что чувствую себя не зрителем, а участником. Как у вас это получается?
Сон у меня, как рукой сняло. Разве тут уснёшь, когда затронули мою любимую тему? Моментально сбросил так и не успевшую полностью овладеть моим разумом дрёму и сказал:
— Всё очень просто... Описывать нужно свои чувства, ощущения, а не только то, что видишь. Если творишь «холодной головой», то получается не рассказ, а что-то типа очерка, то есть самый тривиальный пересказ событий. А это прерогатива, порой пусть и очень талантливого, но журналиста-ремесленника.
— Хорошие, умные журналисты, — несмело заметил Стас, — тоже весьма в почёте.
— Кто ж спорит? — кивнул я. — Только вот рассказы пишутся сердцем, а не умом и знаниями. Ситуацию нужно проживать вместе с героями повествования, находясь как бы рядом с ними. Только в этом случае получится тот самый эффект присутствия.
— Это как? — судя по всему Стас спать не собирался. — Как можно словами передать чувства?
— Вот пример, — вспомнился мне один случай. — Есть у меня племянница, Светлана. Никак у неё взаимоотношения с техникой не складываются. То телефон заглючит, то планшет, то компьютер. Ремонтирует она свои гаджеты всегда в одной и той же фирме у мастера Евгения и очень им довольна. Он настоящий профи, да ещё и очень отзывчивый и добрый человек.
— Добрый человек — это не профессия, — вставил свои двадцать копеек Стас.
— Так и есть, — кивнул я. — Это, скорее, состояние души. Так вот, решила Светлана отблагодарить Евгения и на его странице в интернете поместить положительный отзыв о его работе. Написала. Показала мне.
 Немного порывшись в телефоне, я нашёл нужную страницу. Вот что у неё получилось:
 
Мастер Евгений знает своё дело. Всегда чёткая диагностика и выявление проблемы. Озвучивает реальную, не завышенную стоимость ремонта. Быстрое выполнение. Использует надёжные запчасти. Предлагает возможные варианты ремонта и приобретения различной техники.
Сотрудничаем вместе уже более пяти лет. Рекомендую его всем своим знакомым. Стопроцентная гарантия качества. Очень отзывчивый. Всегда на связи. Помогает разобраться в технике. Посоветует, что лучше приобрести.
Теперь всё гаджеты покупаем по его советам и очень довольны. Человек компетентный.
 
— А что? Хороший отзыв, — сказал Стас. — Евгений, думаю, остался доволен.
— Не знаю, — пожал я плечами. — Это пример того самого журналистского подхода. В данном случае Светлана поведала лишь информацию об умелом мастере своего дела Евгении. Мне показалось этого недостаточно. Тогда, вникнув в ситуацию, постарался максимально сохранить стилистику племяшки и выдал свою более эмоциональную версию этого послания.
— Как в отзыве могут быть переданы чувства или эмоции? — удивился Стас. — В Светланином варианте уже всё написано.
— Всё, да не всё, — покачал я головой. — Суди сам.  
 
Всем прекрасного времени суток!
Много лет обращаюсь к Евгению со своими многочисленными проблемами по ремонту и покупке самой различной электронной техники. Никогда не получала отказа. Более того, Евгений всегда посоветует лучший вариант.
Ремонт различной электроники он проводит в срок и с гарантией. Отдавая в его руки самые разные неисправные гаджеты, знаю, что после ремонта они будут работать ещё лучше, чем новые... Это, конечно, шутка. А, если серьёзно, то ремонт, сделанный его руками всегда качественный, надёжный и, что главное, без переплаты.
Словом, он меня... как бы это сказать поточнее... подсадил что ли, на своё обаяние, мастерство, порядочность и благожелательность. Так что теперь все гаджеты ремонтирую только у него и всю технику покупаю только после его одобрения.
Советую всем этого мастера. Не пожалеете. Он очень надёжный, порядочный, никогда меня не подводил.
 
— Как же всё просто и доходчиво! — воскликнул Стас. — Арсений, вы настоящий мастер слова. Всё так ловко увязали.
— Когда-то услышал такую сентенцию, — улыбнулся я, — мол, сочинять музыку очень просто, там всего семь нот. Главное суметь их расставить в нужной последовательности. Так и с рассказами.
— Ой, Арсений, не скажите, — Стас покачал головой, — многие умеют рифмовать слова, но далеко не все Пушкины или Есенины. Вы истинный мастер слова.
— Какой там мастер? — мне стало как-то неловко от такого признания моих заслуг. — Ремесленник.
— Э-э, нет, — растягивая слова, с лукавинкой сказал Стас. — Сами говорили, из-под пера ремесленника выходят лишь очерки.
Что и говорить, поймал меня ученик на слове. Мы посмотрели друг на друга и, не сговариваясь, дружно рассмеялись...
Так за разговорами нас постепенно сморило и укутало чарующими запахами свежескошенных трав, да душистого сена. Потом как-то незаметно бросило к ногам сказочно-божественного Морфея и мы, позабыв обо всём на свете, словно не обременённые проблемами младенцы, благополучно проспали до утра.  
 
Рейтинг: +3 119 просмотров
Комментарии (4)
Галина Сотникова # 23 февраля 2024 в 23:53 +1
Александр,рассказ оставляет приятное послевкусие.Может аромат душистого сена вдохновил(я его вдохнула)и настроилась на беседу путников.
Все правильно:когда автор пишет душой читатель чувствует, а дальше ...у кого какая душа))
Александр Джад # 24 февраля 2024 в 10:50 +1
Здравствуйте, Галина!
Согласен, писать, думаю, надо только душой. Читатель всегда почувствует, где его тронуло, а где лишь передали информацию. В очерке этого, может, достаточно, а вот в художественном произведении без чувств не обойтись...
Удачи!
Маргарита Тодорова # 29 февраля 2024 в 15:49 +1
Передать эмоции, чувства, настроение словами, отнюдь непросто, даже если вкладываешь в написанное душу. Чтобы стихотворение или рассказ не получился "очерком", должно быть ещё нечто, возможно, талант, одарённость, искра Божья) Мне твой рассказ понравился, Саша, хорошо написано!
Александр Джад # 29 февраля 2024 в 16:06 +1
Привет, Маргарита!
Полностью с тобой согласен. Без таланта никуда.