ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Дальние полёты, или Паноптикум. VI

Дальние полёты, или Паноптикум. VI

14 марта 2024 - Евгений Ефрешин
article526925.jpg
К оседлой жизни земледельцев и скотоводов жители долины Нила перешли на рубеже VI – V тысячелетий до н.э. Затем различные ремёсла стали отделяться от сельского хозяйства, появилось и стало быстро прогрессировать социально-имущественное расслоение. Одни люди очень быстро научились присваивать результаты труда других, да по-иному и быть не могло, ведь мы не от муравьёв произошли.
Росли и развивались людские поселения, превращались в укреплённые городки и города. Образовались номы ( греческое название древнеегипетского понятия «септ» ), небольшие области, прообразы государства, во главе с верховным вождём, его приближёнными и жрецами. Народные верования и культы выстраивались в сложную религиозную систему, а жрецы были самыми знающими людьми того времени. Они были посвящены не только в собственно религиозные тайны и обряды, но лучше всех разбирались в астрономии, математике, химии, минералогии, медицине…

О религии Древнего Египта – разговор особый, ведь помимо своей очень обширной видимой части, она имела и глубинную, эзотерическую суть. К тайнам древнеегипетских жрецов обращались греки, иудеи, арабы, христиане разных стран и национальностей. Современное масонство имеет древнеегипетские истоки.
В древнейшей столице Египта Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфисе, развились такие космогонические представления. Первым и главным был бог Птах, который сотворил других богов и всё сущее в мире. Он совершил это творческой волей, силою слова. Созданные Птахом боги – это его отдельные свойства и качества: творящее слово Птаха – бог Сиа, магическая сила – бог Хека… Это уже гораздо позже в Евангелии от Иоана появилась формулировка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

По верованиям под покровительством бога Тота находилась письменность, лунный бог мудрости считался изобретателем иероглифов. Древнеегипетская иероглифическая письменность возникла во второй половине IV тысячелетия до н.э. в додинастический период и затем развивалась в течение многих веков.
Первые иероглифы были пиктографическими, то есть слова изображались в виде наглядных рисунков. Позже развилось идеографическое (смысловое письмо). Например, изображение солнца означало не только само светило, но и понятие «день», а изображение гор означало чужеземную страну. Далее появились и фонетические (звуковые, слоговые) знаки.

Выдающийся французский лингвист и исследователь Жан-Франсуа Шампольон с ранней юности задался целью открыть тайну египетских иероглифов. В 1882 году он дал расшифровку текста Розеттского камня и положил начало чтению одним из самых древних на Земле надписей. Начинания основателя египтологии продолжили ряд европейских учёных, среди которых особенно выделяются Карл Лепсиус и Генрих Бругш.

В египетской иероглифической письменности понятия «достоинство», «знатность» и «благородство» передавались изображением рогатого скота с печатью собственника на шее. Термин «наследство» представлял собой изображение лежащего телёнка. А термин «вождь», а позднее «царь» передавался рисунком пастушеского посоха. Пастушеский посох с изогнутой рукоятью стал позже обязательным атрибутом царской власти, скипетром в руках фараона. Греческое слово «фараон» заимствовано из древнееврейского, из Библии, а собственно египетское «пер-оа» - значило «великий дом».
Вернёмся теперь к фараонам и созданию под их властью великого древнеегипетского государства.

Прообразы государства, как уже упоминалось, возникли на территориях небольших областей – «номов» по-гречески, «септов» по-египетски. Они представляли собой объединённые вокруг городского центра сельскохозяйственные поселения, а в центре была резиденция вождя и святилище главного божества. Произошло разделение первобытного, родоплеменного общества на классовое. Одни номы, в дельте, соединились в царство Нижнего Египта, а другие, вверх по течению Нила – Верхнего Египта. Повелитель Нижнего Египта носил корону красного цвета, а Верхнего – белого. После длительных междоусобных войн совершилось объединение Древнего Египта в единое государство.

В Каире, в Египетском музее есть удивительный экспонат, которому больше 5 тысяч лет, - это палетка (плитка из природного шифера) Нармера. На одной стороне фараон Нармер в короне Верхнего Египта занёс булаву над поверженным противником. Над фараоном его божественный покровитель Гор в виде сокола держит верёвку, которая опутывает символическое изображение Нижнего Египта.
На другой стороне палетки в центре изображены мифические львы (серпопарды) с переплетёнными длинными шеями. Круг, образуемый их шеями, символизирует объединение двух царств Египта. А над серпопардами стоит фараон Нармер уже в короне царей Нижнего Египта, как их блистательный победитель.

В списках царских династий, которые составил египетский жрец и историк Манефрон, первым правителем объединённого государства назван фараон Менес (Мина по Геродоту). Вероятнее всего, что Нармер и Менес – это один исторический персонаж, тем более, что у фараона по титулатуре было несколько имён.

На стыке дельты и долины Нила фараон Менес построил дамбу, защищающую от стремительных разливов, и основал первую столицу Древнего Египта город Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфис. Само древнегреческое слово «Айгюптос» - Египет произошло от транслитерации с египетского на греческий древнейшего названия столицы, а потом распространилось на всю страну, на всю древнейшую цивилизацию.

Главный символ Египта, его визитная карточка – это, конечно, пирамиды. Пирамида Хеопса (в египетском оригинале Хуфу) – единственное из семи чудес света, которое мы можем видеть в наши дни. Колоссальное, циклопическое сооружение, самое большое каменное здание в мире десятки веков поражает воображение человека.
Правда, некоторые сомневающиеся, не в меру скептические головы со снисходительной улыбкой заявляют, что пирамиды построены не древними египтянами, а представителями внеземной цивилизации.

Давайте рассмотрим эту тему чуть подробнее.
Древний Египет был первой на Земле цивилизацией, где смерть и последующее захоронение стали одним из самых важных дел для человека. Ведь мёртвые нуждаются в живых, а благополучие живых зависит от умерших. К переходу в потусторонний мир для фараона готовились заранее и очень тщательно. Гробница для первых фараонов называлась пер-джет (вечный дом), а по-арабски – это «мастаба». Мастаба представляла собой подземный погребальный склеп и прямоугольное кирпичное или каменное сооружение над ним.

Для первого фараона III династии Древнего царства Джосера Нечерихета ( 2665 – 2645 гг до н.э. самые принятые историками даты правления ) была построена не мастаба, а первая ступенчатая пирамида. Она считается также первым в мире архитектурным сооружением из камня. Эта первая пирамида состоит из шести каменных ступеней, символически ведущих в небо.
Построенная в Саккаре пирамида Джосера была больше 60 метров в высоту ( сейчас 59 ). Архитектором пирамиды был гениальный Имхотеп, верховный визирь фараона, первосвященник, великий учёный, известный также, как основатель древнеегипетской медицины. Пирамида Джосера строилась из блоков известняка, а проектные, технические и организационные решения для её возведения легли в основу строительства других пирамид.

При фараоне Снофру произошёл переход от ступенчатой пирамиды к настоящей пирамиде с плоскими гранями. Для Снофру строились три пирамиды. В Мейдуме для него возводилась пирамида ступенчатой формы, от неё остались только руины. По одной версии она разрушилась уже при самом строительстве из-за ошибки в расчётах, по другой она была сознательно разобрана позже.

А в историческом районе Дахшур стоит «Ломаная» пирамида. Её контуры действительно изломаны и с геометрической точки зрения – это ещё не совсем пирамида. Там же расположена первая пирамида правильной формы – «Розовая», названная так потому, что лучи восходящего Солнца окрашивают её в этот цвет.
Для сына Снофру фараона Хуфу ( Хеопса в греческой традиции ) была построена великая пирамида в Гизе. Строительство велось под началом визиря и архитектора Хемиона ( племянника Хуфу-Хеопса ) предположительно 20 лет и закончилось около 2540 года до н.э.

На этом оставим огромную и таинственную тему пирамид ( нельзя объять необъятное, а эта тема вообще выходит за рамки Египта ) и вернёмся к священному Нилу. Кстати, само название «Нил» происходит от греческого «Нейлос», а на древнеегипетском его именовали «Итеру», то есть «река». Вот так, просто, кратко и одновременно величественно.

Сейчас Нил своей шириной и мощью воображение не поражает, после сооружения Асуанской плотины прекратились его знаменитые разливы. Бегемотов, один из которых нанёс когда-то смертельные ранения первому фараону Нармеру, на его берегах нет, не встретишь больше здесь и крокодилов. Современный мир наложил свой ограничивающий отпечаток на великую реку, но тайный пульс далёкой древности доходит к нам на берегах Нила через многие века.

...

Бегемотов я видел в зоопарках, в современном Египте их почти всех истребили, но нельзя пройти мимо такого необычного животного.

Большую часть жизни бегемоты проводят в воде, а когда они из неё выходят, то для защиты их голой кожи особые железы выделяют секрет красноватого цвета – «кровавый пот». Этот «пот» не только предохраняет кожу от солнечных лучей, но и способствует очень быстрому заживлению ран ( неисследованное, кстати, свойство! )
«Кровавый пот» соответствует свирепому и буйному нраву бегемотов, с которыми даже крокодилы предпочитают не связываться. Взрослые самцы бегемотов достигают четырёх тонн веса и соревнуются с носорогами за звание второго после слона гиганта суши. ( Бегемоты порой реально сражаются с пришедшими на водопой носорогами.) Только детёныши бегемотов могут подвергнуться нападению крокодилов, но на их страже стоят бесстрашные и бдительные мамы.

А самцы бегемотов между собой часто устраивают смертельные схватки за самок и территорию-акваторию.

Бегемоты очень любили лакомиться посевами древних египтян и приносили огромный ущерб. Таким образом, стремление древних жителей долины Нила прикончить бегемота становится вполне понятным. Вот только охотиться с копьём и луком на такого исполина с большими острыми клыками было очень опасно, вспомним гибель первого фараона Нармера.

В Древнем Египте их называли «речная свинья», и они на самом деле близкие родственники из одного зоологического отряда – Парнокопытных. Хотя современные учёные находят их близкие филогенетические связи ( с кем бы вы подумали? ) – с китами! Зоологи объединяют их в группу китопарнокопытных, но мы не будем углубляться в такие научные дебри.

Бегемота считают одним из самых опасных животных Африки, человеческих жертв на его счету больше чем у львов и леопардов. А на первый взгляд, кажется, что неуклюжий увалень, добродушный толстяк, которого часто изображают в детских мультфильмах. Очень наглядное свидетельство, того, что внешность обманчива.
Бегемота называют ещё гиппопотамом (Hippopotamus amphibius), от греческого «речная лошадь».

А само слово «бегемот» имеет древнееврейское происхождение. В Ветхом Завете, в Книге Иова, бегемот, с одной стороны – символ созидательного могущества Бога, который он демонстрирует праведнику Иову, с другой – это мифическое чудовище, которое олицетворяет плотские желания. Там же упоминается другой библейский монстр – левиафан, но, как говорится, это уже сосем другая история. А познакомились с бегемотом иудеи не на реках вавилонских, не на Иордане, а на берегах Итеру, Нила.

VII.

© Copyright: Евгений Ефрешин, 2024

Регистрационный номер №0526925

от 14 марта 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0526925 выдан для произведения: К оседлой жизни земледельцев и скотоводов жители долины Нила перешли на рубеже VI – V тысячелетий до н.э. Затем различные ремёсла стали отделяться от сельского хозяйства, появилось и стало быстро прогрессировать социально-имущественное расслоение. Одни люди очень быстро научились присваивать результаты труда других, да по-иному и быть не могло, ведь мы не от муравьёв произошли.
Росли и развивались людские поселения, превращались в укреплённые городки и города. Образовались номы ( греческое название древнеегипетского понятия «септ» ), небольшие области, прообразы государства, во главе с верховным вождём, его приближёнными и жрецами. Народные верования и культы выстраивались в сложную религиозную систему, а жрецы были самыми знающими людьми того времени. Они были посвящены не только в собственно религиозные тайны и обряды, но лучше всех разбирались в астрономии, математике, химии, минералогии, медицине…

О религии Древнего Египта – разговор особый, ведь помимо своей очень обширной видимой части, она имела и глубинную, эзотерическую суть. К тайнам древнеегипетских жрецов обращались греки, иудеи, арабы, христиане разных стран и национальностей. Современное масонство имеет древнеегипетские истоки.
В древнейшей столице Египта Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфисе, развились такие космогонические представления. Первым и главным был бог Птах, который сотворил других богов и всё сущее в мире. Он совершил это творческой волей, силою слова. Созданные Птахом боги – это его отдельные свойства и качества: творящее слово Птаха – бог Сиа, магическая сила – бог Хека… Это уже гораздо позже в Евангелии от Иоана появилась формулировка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

По верованиям под покровительством бога Тота находилась письменность, лунный бог мудрости считался изобретателем иероглифов. Древнеегипетская иероглифическая письменность возникла во второй половине IV тысячелетия до н.э. в додинастический период и затем развивалась в течение многих веков.
Первые иероглифы были пиктографическими, то есть слова изображались в виде наглядных рисунков. Позже развилось идеографическое (смысловое письмо). Например, изображение солнца означало не только само светило, но и понятие «день», а изображение гор означало чужеземную страну. Далее появились и фонетические (звуковые, слоговые) знаки.

Выдающийся французский лингвист и исследователь Жан-Франсуа Шампольон с ранней юности задался целью открыть тайну египетских иероглифов. В 1882 году он дал расшифровку текста Розеттского камня и положил начало чтению одним из самых древних на Земле надписей. Начинания основателя египтологии продолжили ряд европейских учёных, среди которых особенно выделяются Карл Лепсиус и Генрих Бругш.

В египетской иероглифической письменности понятия «достоинство», «знатность» и «благородство» передавались изображением рогатого скота с печатью собственника на шее. Термин «наследство» представлял собой изображение лежащего телёнка. А термин «вождь», а позднее «царь» передавался рисунком пастушеского посоха. Пастушеский посох с изогнутой рукоятью стал позже обязательным атрибутом царской власти, скипетром в руках фараона. Греческое слово «фараон» заимствовано из древнееврейского, из Библии, а собственно египетское «пер-оа» - значило «великий дом».
Вернёмся теперь к фараонам и созданию под их властью великого древнеегипетского государства.

Прообразы государства, как уже упоминалось, возникли на территориях небольших областей – «номов» по-гречески, «септов» по-египетски. Они представляли собой объединённые вокруг городского центра сельскохозяйственные поселения, а в центре была резиденция вождя и святилище главного божества. Произошло разделение первобытного, родоплеменного общества на классовое. Одни номы, в дельте, соединились в царство Нижнего Египта, а другие, вверх по течению Нила – Верхнего Египта. Повелитель Нижнего Египта носил корону красного цвета, а Верхнего – белого. После длительных междоусобных войн совершилось объединение Древнего Египта в единое государство.

В Каире, в Египетском музее есть удивительный экспонат, которому больше 5 тысяч лет, - это палетка (плитка из природного шифера) Нармера. На одной стороне фараон Нармер в короне Верхнего Египта занёс булаву над поверженным противником. Над фараоном его божественный покровитель Гор в виде сокола держит верёвку, которая опутывает символическое изображение Нижнего Египта.
На другой стороне палетки в центре изображены мифические львы (серпопарды) с переплетёнными длинными шеями. Круг, образуемый их шеями, символизирует объединение двух царств Египта. А над серпопардами стоит фараон Нармер уже в короне царей Нижнего Египта, как их блистательный победитель.

В списках царских династий, которые составил египетский жрец и историк Манефрон, первым правителем объединённого государства назван фараон Менес (Мина по Геродоту). Вероятнее всего, что Нармер и Менес – это один исторический персонаж, тем более, что у фараона по титулатуре было несколько имён.

На стыке дельты и долины Нила фараон Менес построил дамбу, защищающую от стремительных разливов, и основал первую столицу Древнего Египта город Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфис. Само древнегреческое слово «Айгюптос» - Египет произошло от транслитерации с египетского на греческий древнейшего названия столицы, а потом распространилось на всю страну, на всю древнейшую цивилизацию.

Главный символ Египта, его визитная карточка – это, конечно, пирамиды. Пирамида Хеопса (в египетском оригинале Хуфу) – единственное из семи чудес света, которое мы можем видеть в наши дни. Колоссальное, циклопическое сооружение, самое большое каменное здание в мире десятки веков поражает воображение человека.
Правда, некоторые сомневающиеся, не в меру скептические головы со снисходительной улыбкой заявляют, что пирамиды построены не древними египтянами, а представителями внеземной цивилизации.

Давайте рассмотрим эту тему чуть подробнее.
Древний Египет был первой на Земле цивилизацией, где смерть и последующее захоронение стали одним из самых важных дел для человека. Ведь мёртвые нуждаются в живых, а благополучие живых зависит от умерших. К переходу в потусторонний мир для фараона готовились заранее и очень тщательно. Гробница для первых фараонов называлась пер-джет (вечный дом), а по-арабски – это «мастаба». Мастаба представляла собой подземный погребальный склеп и прямоугольное кирпичное или каменное сооружение над ним.

Для первого фараона III династии Древнего царства Джосера Нечерихета ( 2665 – 2645 гг до н.э. самые принятые историками даты правления ) была построена не мастаба, а первая ступенчатая пирамида. Она считается также первым в мире архитектурным сооружением из камня. Эта первая пирамида состоит из шести каменных ступеней, символически ведущих в небо.
Построенная в Саккаре пирамида Джосера была больше 60 метров в высоту ( сейчас 59 ). Архитектором пирамиды был гениальный Имхотеп, верховный визирь фараона, первосвященник, великий учёный, известный также, как основатель древнеегипетской медицины. Пирамида Джосера строилась из блоков известняка, а проектные, технические и организационные решения для её возведения легли в основу строительства других пирамид.

При фараоне Снофру произошёл переход от ступенчатой пирамиды к настоящей пирамиде с плоскими гранями. Для Снофру строились три пирамиды. В Мейдуме для него возводилась пирамида ступенчатой формы, от неё остались только руины. По одной версии она разрушилась уже при самом строительстве из-за ошибки в расчётах, по другой она была сознательно разобрана позже.

А в историческом районе Дахшур стоит «Ломаная» пирамида. Её контуры действительно изломаны и с геометрической точки зрения – это ещё не совсем пирамида. Там же расположена первая пирамида правильной формы – «Розовая», названная так потому, что лучи восходящего Солнца окрашивают её в этот цвет.
Для сына Снофру фараона Хуфу ( Хеопса в греческой традиции ) была построена великая пирамида в Гизе. Строительство велось под началом визиря и архитектора Хемиона ( племянника Хуфу-Хеопса ) предположительно 20 лет и закончилось около 2540 года до н.э.

На этом оставим огромную и таинственную тему пирамид ( нельзя объять необъятное, а эта тема вообще выходит за рамки Египта ) и вернёмся к священному Нилу. Кстати, само название «Нил» происходит от греческого «Нейлос», а на древнеегипетском его именовали «Итеру», то есть «река». Вот так, просто, кратко и одновременно величественно.

Сейчас Нил своей шириной и мощью воображение не поражает, после сооружения Асуанской плотины прекратились его знаменитые разливы. Бегемотов, один из которых нанёс когда-то смертельные ранения первому фараону Нармеру, на его берегах нет, не встретишь больше здесь и крокодилов. Современный мир наложил свой ограничивающий отпечаток на великую реку, но тайный пульс далёкой древности доходит к нам на берегах Нила через многие века.

...

Бегемотов я видел в зоопарках, в современном Египте их почти всех истребили, но нельзя пройти мимо такого необычного животного.

Большую часть жизни бегемоты проводят в воде, а когда они из неё выходят, то для защиты их голой кожи особые железы выделяют секрет красноватого цвета – «кровавый пот». Этот «пот» не только предохраняет кожу от солнечных лучей, но и способствует очень быстрому заживлению ран ( неисследованное, кстати, свойство! )
«Кровавый пот» соответствует свирепому и буйному нраву бегемотов, с которыми даже крокодилы предпочитают не связываться. Взрослые самцы бегемотов достигают четырёх тонн веса и соревнуются с носорогами за звание второго после слона гиганта суши. ( Бегемоты порой реально сражаются с пришедшими на водопой носорогами.) Только детёныши бегемотов могут подвергнуться нападению крокодилов, но на их страже стоят бесстрашные и бдительные мамы.

А самцы бегемотов между собой часто устраивают смертельные схватки за самок и территорию-акваторию.

Бегемоты очень любили лакомиться посевами древних египтян и приносили огромный ущерб. Таким образом, стремление древних жителей долины Нила прикончить бегемота становится вполне понятным. Вот только охотиться с копьём и луком на такого исполина с большими острыми клыками было очень опасно, вспомним гибель первого фараона Нармера.

В Древнем Египте их называли «речная свинья», и они на самом деле близкие родственники из одного зоологического отряда – Парнокопытных. Хотя современные учёные находят их близкие филогенетические связи ( с кем бы вы подумали? ) – с китами! Зоологи объединяют их в группу китопарнокопытных, но мы не будем углубляться в такие научные дебри.

Бегемота считают одним из самых опасных животных Африки, человеческих жертв на его счету больше чем у львов и леопардов. А на первый взгляд, кажется, что неуклюжий увалень, добродушный толстяк, которого часто изображают в детских мультфильмах. Очень наглядное свидетельство, того, что внешность обманчива.
Бегемота называют ещё гиппопотамом (Hippopotamus amphibius), от греческого «речная лошадь».

А само слово «бегемот» имеет древнееврейское происхождение. В Ветхом Завете, в Книге Иова, бегемот, с одной стороны – символ созидательного могущества Бога, который он демонстрирует праведнику Иову, с другой – это мифическое чудовище, которое олицетворяет плотские желания. Там же упоминается другой библейский монстр – левиафан, но, как говорится, это уже сосем другая история. А познакомились с бегемотом иудеи не на реках вавилонских, не на Иордане, а на берегах Итеру, Нила.

VII.
 
Рейтинг: 0 84 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!