ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → М. П. Мусоргский "Мифы и реальность"(сценарий концерта)

М. П. Мусоргский "Мифы и реальность"(сценарий концерта)

5 апреля 2016 - Alexander Soleil
article337300.jpg
Добрый вечер!
     Сегодняшняя программа посвящена памяти нашего великого соотечественника, петербуржца, музыканта милостию Божией
Модеста Петровича МусОргского.
     (Режет слух, правда? Принято говорить МУсоргского, скажете вы, и будете правы: действительно принято. Да вот только Модест Петрович называл себя МусОргским! Я думаю, в день памяти мы уважим волю покойного. И одним мифом станет меньше.)
     Мы назвали свою программу «Мифы и реальность». Мы не хотим этим сказать, что миф это только выдумка и ничего больше. Нет! Миф это картина, устройство мира, в котором я живу, моя крепость, моё убежище, моё отдохновение и в конце концов — моя жизнь. В мифе я могу противостоять миру. Вот мир устами несметно умных людей говорит мне, что Земля вращается. Наука-де это доказала. А я всё равно не откажусь от песни «Солнце всходит и заходит…» И всё живое на Земле ощущает, представляет, мыслит, в конце концов, что именно Солнце всходит и заходит и никак не иначе. Честный учёный, такой, как один из создателей современной науки сэр Исаак Ньютон, в подобном случае сказал бы: «движение тел удобно описывается, если предположить, что» Земля вращается. Чувствуете: он оставляет нам интеллектуальное пространство для наших взглядов, наших мыслей, и …да-да, - мифов. Он прекрасно понимал, что без мифа сознание невозможно.
     Миф обладает энергией. Благодаря мифу мы поднимаем себя до того, что мы считаем высоким, а если энергии не хватает, мы высокое опускаем до себя. Вот классический пример (по-моему, из Марселя Пруста): «А ведь Виктор Алексеевич-то гений! — Да бросьте, отвечу я, не может быть, — мы с ним вместе водку пьём».
     И ведь тому, кто почувствовал гениальность Виктора Алексеевича, становится обидно, и он будет воевать с моим мифом, но уже не мифологически (тут для него всё ясно!), а жёсткой логикой.
     Иногда человек посвящает свою жизнь тому, чтобы развенчивать мифы, унижающие Человека, Народ, Истину, в конце концов. Антонина Фёдоровна Васильева — псковитянка, директор музея искусств — 30 лет изучала все доступные ей материалы о жизни Модеста Петровича, её великого земляка. Свидетельства, найденные ей и документально подтверждённые, поразительны и, мягко говоря, не соответствуют привычно насаждаемому и такому уютному, жалостливому взгляду на гения, безвременно ушедшего, вследствие непризнания, нищеты и алкоголизма.
     Абсолютно ВСЕ попавшие в поле её зрения упоминания о пристрастии Модеста Петровича к зелёному змию написаны с ЧУЖИХ СЛОВ. Прямых свидетельств не найдено НИ ОДНОГО! А ведь Модест Петрович отшельником не был никогда. другое дело, каков был круг его общения кроме друзей-музыкантов. Об этом речь впереди.
     Дадим слово Николаю Андреевичу Римскому — Корсакову, другу, соратнику, соседу (вместе снимали квартиру на улице Пантелеймоновской — Корсиньке: «Обедая у нас или у других общих знакомых, Мусоргский обыкновенно почти совсем отказывался от вина, но вечером попозже его уже тянуло в «Малый Ярославец». Впоследствии один из его тогдашних компаньонов (имени которого Николай Андреевич из деликатности (!) не упоминает — А.С.) рассказывал ОДНАЖДЫ, что на языке их компании существовало специальное выражение “проконьячиться”, что и осуществлялось ими на практике».
     А теперь посмотрим на это с другой стороны. Какому пьющему человеку помешает сто грамм, как говорится, на ход ноги, направляясь, в ресторан? Дело, видимо, в другом: Модест Петрович шёл на встречу с людьми, встречу, когда даже запах алкоголя был бы неуместен. Антонина Фёдоровна в своих книгах предельно документированно доказывает многолетние связи подавляющего большинства соседей Мусоргского по псковскому имению с революционными кругами. Пётр Лавров, Пётр Ткачёв, Иван Худяков, Леонид Ольшевский, Софья Ковалевская, сестра её Анна, Михаил Остроградский, Елизавета Кушелева…
     Да и родственники Мусоргского не были исключением:
Нет, не смиренье, не любовь
Освободят нас от оков.
Теперь нам надобен топор,
Нам нужен нож — чтоб свой позор
Смыть кровью притеснителей!
     Это написал Петенька Ткачёв, сосед и родственник Модеста Петровича.
     В 18 лет, выйдя из крепости, он объявил сестре, что люди только до 25 лет способны на полное самопожертвование и что всех, кто старше этого возраста для блага общества можно было бы и уничтожать: «Трудно было найти более мягкого, незлобивого, миролюбивого человека в частной жизни, — пишет сестра, — Зная его близко, трудно было ожидать от него тех свирепых политических теорий, которые он высказывал».
     Сам Мусоргский не состоял, скорее всего, ни в какой организации, но постоянно общался с революционерами, даже выполнял их поручения. Вот пример: Гастрольная поездка 1879 года на юг с Леоновой Дарьей Михайловной носила разведывательный характер. Император отдыхал в Ливадии, и террористам надо было выяснить, каким путём он будет возвращаться. Кстати, Дарья Михайловна в 1875 году совершила гастрольное кругосветное путешествие через Сибирь, Дальний Восток, Японию и Северную Америку. Аккомпаниатор якобы отказался с ней ехать, «так как испугался разбойников и медведей», и примадонна каждый раз искала себе аккомпаниатора для концерта. Где? Естественно, среди ссыльных.  Готовилась экспедиция по освобождению Чернышевского. Именно для этого Пётр Ткачёв в 1875 году нелегально приезжает в Россию и живёт в квартире, которую снимали Голенищев-Кутузов и Мусоргский. Друзьям это могло стоить каторги. «Мало ли чего случиться могло, — как говаривал Модест Петрович, — когда небо было застлано синими жандармскими штанами».
     Вернёмся к трактиру «Малый Ярославец», что находился рядом с аркой Главного штаба, дом 8 по Большой Морской. В нём бывали многие знаменитые люди того времени. Есть также сведения, что этот трактир (как и многие другие) служил местом встреч конспираторов, в том числе мужа Лизы Кушелевой. У Мусоргского был в «Малом Ярославце» свой отдельный кабинет, так что о мифической якобы бедности и говорить как-то совестно. Был и стол, за которым написаны многие музыкальные произведения. А винопийство было отличным прикрытием, да и внешность располагала: красный нос картошкой, отмороженный на параде ещё в бытность гвардейским подпрапорщиком.
     Кто-то скажет: Почему положили умирать в госпиталь под видом денщика? Конспирация, господа. И в палате, кроме умирающего, никого не было, мало ли, что скажет в бреду.
     А для чего завещать произведения другу? Только что убит император. Идёт не волна, а лавина арестов. Произведения арестованного могли быть просто уничтожены. Прецеденты бывали.
     Причина смерти? Эпилептический припадок, паралич, инсульт.
     Причина болезни? Склонность к эпилепсии. Жизнь между молотом и наковальней. Многолетний страх ареста и страх оказаться предателем. Нравы с той и с другой стороны были жестокими.
     Почему был с революционерами, не будучи сам одним из них?
     Так ведь и Пушкин не был революционером, и 14 декабря 1825 года в Петербурге отсутствовал. Но когда впоследствии государь-император Николай Первый спросит его: «А если бы…», — «Был бы с ними», ответит Поэт.
№1 КОЛОКОЛА
     Возможно ли? Расстрига, беглый инок На нас ведет злодейские дружины, дерзает нам писать угрозы! Полно, Пора смирить безумца!
№2 РАССКАЗ ПИМЕНА
     Великий чудотворец музыки русской Модест Петрович Мусоргский появился в Петербурге 10-летним мальчиком в августе 1849 года. Петропавловская школа (недавно отпраздновала своё 200-летие) была одним из лучших учебных заведений: программа обучения была продуманной и гораздо более глубокой, чем во многих благородных пансионах, а обстановка и взаимоотношения педагогов с учениками — деловыми и доброжелательными. Годы учёбы в Петришуле дали Модесту очень много: он овладел немецким языком (преподавание велось исключительно на немецком языке), латынью (французский он учил с детства, занимаясь с матерью), приобрёл знания в естественных и точных науках, познакомился с немецкой философией. Учёба давалась ему легко, а главное — он занимался с интересом; этот интерес и постоянная жажда знаний сохранились у него до конца жизни. Надо думать, регулярные посещения Петрикирхе для учеников Петришуле были обязательны. Звучание органа и протестантского хорала, пение прихожан отложилось в душе и ушах юного музыканта.
№3 ХОРАЛ (42)
     Через 20 лет в поисках «раскольничей» музыки для «Хованщины» и доромановской музыки для «Бориса Годунова» Модест Петрович не минует протестантский хорал
№4 «Люд православный» Как говорится, имеющий уши да услышит!
Х о з я й к а: Чем-то мне вас потчивать, старцы честные?
В а р л а а м: Чем Бог послал, хозяюшка. Нет ли вина?
Х о з я й к а: Как не быть, отцы мои. Вот вам, пейте на здоровье!
В а р л а а м: Спасибо, родная. Бог тебя благослови!
№5 ПЕСНЯ ВАРЛААМА
     Вот и песня Варлаама настолько ярко воплощает в музыке русский национальный характер, а написана во фригийском ладу, не свойственном тому явлению которое с ХIХ-го века в некоторых кругах принято называть русской музыкой. А вот в средневековых и протестантских хоралах фригийский лад совсем не редкость. Кто-то скажет: ладно, зато слова русские народные, отсюда и характер. Да, слова выражают русский народный характер, но они имеют своего автора. Это уже упомянутый сегодня Иван Худяков, учёный-этнограф, народоволец-каторжанин, поэт, творящий в духе народа, а не подражающий народной песне. Его книга, где была эта песня, тоже была арестована и изъята из обращения. Владимир Васильевич Стасов, сохранивший один экземпляр, передал его композитору.
№6 А ты, мой сын, ЧЕМ ЗАНЯТ?
     Прозвучавший монолог Бориса написан тоже во фригийском ладе. А теперь ещё одно поразительное сопоставление:
№7 ХОРАЛ 190
№8 ПЛАЧ ЮРОДИВОГО
     Разумеется о заимствовании речи нет. Тут посложнее. Ещё в Х!Х-м веке был замечен непостижимый для таких знающих людей, как Гаврила державин, Герман Ларош, Антон Рубинштейн (я называю только тех из них, кто писал об этом) феномен: темы некоторых фуг Генделя и Баха удивительно похожи на русскую народную протяжную песню. Мы принесли несколько примеров. Вот они.
№9 ГЕНДЕЛЬ ФУГА 11
№10 БАХ Ф УГА ИП
№11 БАХ ФУГА ХХ”
№12 ГДЕ ты, звёзд 0 чкд .?
№13 П А С Х А (Ария сопрано из Пасхальной оратории И. С. Баха)
     Мы не будем сегодня делать преждевременных выводов. Пусть этот поразительный феномен останется для нас тайной, уходящей в глубины генетической памяти. Тайной Баха, Генделя и Мусоргского.
№14 ПО-НАД ДОНОМ САД ЦВЕТЁТ
№15 ЧТО ВАМ СЛОВА ЛЮБВИ
№16 НОЧЬ
«Романс “Ночь” был представителем той идеальной стороны его таланта, которую впоследствии он САМ ВТОПТАЛ В Г РЯЗЬ, но запасами которой при случае пользовался. Запас этот был заготовлен… когда он ещё МАЛО ДУМАЛ О СЕРОМ МУЖИКЕ.» — Это пишет Николай Андреевич Римский-Корсаков, друг, соратник, Корсинька.
№17    БЛОХА
№18    СЕМИНАРИСТ
№19    СТРЕКОТУНЬЯ—БЕЛОБОКА
№20    ТРЕПАК
№21 ГОРНИМИ ТИХО ЛЕТЕЛА ДУША НЕБЕСАМИ
№22 ХОВАНЩИНА (ФИНАЛ ОПЕРЫ)
 

 
 
 

© Copyright: Alexander Soleil, 2016

Регистрационный номер №0337300

от 5 апреля 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0337300 выдан для произведения: Добрый вечер!
     Сегодняшняя программа посвящена памяти нашего великого соотечественника, петербуржца, музыканта милостию Божией
Модеста Петровича МусОргского.
     (Режет слух, правда? Принято говорить МУсоргского, скажете вы, и будете правы: действительно принято. Да вот только Модест Петрович называл себя МусОргским! Я думаю, в день памяти мы уважим волю покойного. И одним мифом станет меньше.)
     Мы назвали свою программу «Мифы и реальность». Мы не хотим этим сказать, что миф это только выдумка и ничего больше. Нет! Миф это картина, устройство мира, в котором я живу, моя крепость, моё убежище, моё отдохновение и в конце концов — моя жизнь. В мифе я могу противостоять миру. Вот мир устами несметно умных людей говорит мне, что Земля вращается. Наука-де это доказала. А я всё равно не откажусь от песни «Солнце всходит и заходит…» И всё живое на Земле ощущает, представляет, мыслит, в конце концов, что именно Солнце всходит и заходит и никак не иначе. Честный учёный, такой, как один из создателей современной науки сэр Исаак Ньютон, в подобном случае сказал бы: «движение тел удобно описывается, если предположить, что» Земля вращается. Чувствуете: он оставляет нам интеллектуальное пространство для наших взглядов, наших мыслей, и …да-да, - мифов. Он прекрасно понимал, что без мифа сознание невозможно.
     Миф обладает энергией. Благодаря мифу мы поднимаем себя до того, что мы считаем высоким, а если энергии не хватает, мы высокое опускаем до себя. Вот классический пример (по-моему, из Марселя Пруста): «А ведь Виктор Алексеевич-то гений! — Да бросьте, отвечу я, не может быть, — мы с ним вместе водку пьём».
     И ведь тому, кто почувствовал гениальность Виктора Алексеевича, становится обидно, и он будет воевать с моим мифом, но уже не мифологически (тут для него всё ясно!), а жёсткой логикой.
     Иногда человек посвящает свою жизнь тому, чтобы развенчивать мифы, унижающие Человека, Народ, Истину, в конце концов. Антонина Фёдоровна Васильева — псковитянка, директор музея искусств — 30 лет изучала все доступные ей материалы о жизни Модеста Петровича, её великого земляка. Свидетельства, найденные ей и документально подтверждённые, поразительны и, мягко говоря, не соответствуют привычно насаждаемому и такому уютному, жалостливому взгляду на гения, безвременно ушедшего, вследствие непризнания, нищеты и алкоголизма.
     Абсолютно ВСЕ попавшие в поле её зрения упоминания о пристрастии Модеста Петровича к зелёному змию написаны с ЧУЖИХ СЛОВ. Прямых свидетельств не найдено НИ ОДНОГО! А ведь Модест Петрович отшельником не был никогда. другое дело, каков был круг его общения кроме друзей-музыкантов. Об этом речь впереди.
     Дадим слово Николаю Андреевичу Римскому — Корсакову, другу, соратнику, соседу (вместе снимали квартиру на улице Пантелеймоновской — Корсиньке: «Обедая у нас или у других общих знакомых, Мусоргский обыкновенно почти совсем отказывался от вина, но вечером попозже его уже тянуло в «Малый Ярославец». Впоследствии один из его тогдашних компаньонов (имени которого Николай Андреевич из деликатности (!) не упоминает — А.С.) рассказывал ОДНАЖДЫ, что на языке их компании существовало специальное выражение “проконьячиться”, что и осуществлялось ими на практике».
     А теперь посмотрим на это с другой стороны. Какому пьющему человеку помешает сто грамм, как говорится, на ход ноги, направляясь, в ресторан? Дело, видимо, в другом: Модест Петрович шёл на встречу с людьми, встречу, когда даже запах алкоголя был бы неуместен. Антонина Фёдоровна в своих книгах предельно документированно доказывает многолетние связи подавляющего большинства соседей Мусоргского по псковскому имению с революционными кругами. Пётр Лавров, Пётр Ткачёв, Иван Худяков, Леонид Ольшевский, Софья Ковалевская, сестра её Анна, Михаил Остроградский, Елизавета Кушелева…
     Да и родственники Мусоргского не были исключением:
Нет, не смиренье, не любовь
Освободят нас от оков.
Теперь нам надобен топор,
Нам нужен нож — чтоб свой позор
Смыть кровью притеснителей!
     Это написал Петенька Ткачёв, сосед и родственник Модеста Петровича.
     В 18 лет, выйдя из крепости, он объявил сестре, что люди только до 25 лет способны на полное самопожертвование и что всех, кто старше этого возраста для блага общества можно было бы и уничтожать: «Трудно было найти более мягкого, незлобивого, миролюбивого человека в частной жизни, — пишет сестра, — Зная его близко, трудно было ожидать от него тех свирепых политических теорий, которые он высказывал».
     Сам Мусоргский не состоял, скорее всего, ни в какой организации, но постоянно общался с революционерами, даже выполнял их поручения. Вот пример: Гастрольная поездка 1879 года на юг с Леоновой Дарьей Михайловной носила разведывательный характер. Император отдыхал в Ливадии, и террористам надо было выяснить, каким путём он будет возвращаться. Кстати, Дарья Михайловна в 1875 году совершила гастрольное кругосветное путешествие через Сибирь, Дальний Восток, Японию и Северную Америку. Аккомпаниатор якобы отказался с ней ехать, «так как испугался разбойников и медведей», и примадонна каждый раз искала себе аккомпаниатора для концерта. Где? Естественно, среди ссыльных.  Готовилась экспедиция по освобождению Чернышевского. Именно для этого Пётр Ткачёв в 1875 году нелегально приезжает в Россию и живёт в квартире, которую снимали Голенищев-Кутузов и Мусоргский. Друзьям это могло стоить каторги. «Мало ли чего случиться могло, — как говаривал Модест Петрович, — когда небо было застлано синими жандармскими штанами».
     Вернёмся к трактиру «Малый Ярославец», что находился рядом с аркой Главного штаба, дом 8 по Большой Морской. В нём бывали многие знаменитые люди того времени. Есть также сведения, что этот трактир (как и многие другие) служил местом встреч конспираторов, в том числе мужа Лизы Кушелевой. У Мусоргского был в «Малом Ярославце» свой отдельный кабинет, так что о мифической якобы бедности и говорить как-то совестно. Был и стол, за которым написаны многие музыкальные произведения. А винопийство было отличным прикрытием, да и внешность располагала: красный нос картошкой, отмороженный на параде ещё в бытность гвардейским подпрапорщиком.
     Кто-то скажет: Почему положили умирать в госпиталь под видом денщика? Конспирация, господа. И в палате, кроме умирающего, никого не было, мало ли, что скажет в бреду.
     А для чего завещать произведения другу? Только что убит император. Идёт не волна, а лавина арестов. Произведения арестованного могли быть просто уничтожены. Прецеденты бывали.
     Причина смерти? Эпилептический припадок, паралич, инсульт.
     Причина болезни? Склонность к эпилепсии. Жизнь между молотом и наковальней. Многолетний страх ареста и страх оказаться предателем. Нравы с той и с другой стороны были жестокими.
     Почему был с революционерами, не будучи сам одним из них?
     Так ведь и Пушкин не был революционером, и 14 декабря 1825 года в Петербурге отсутствовал. Но когда впоследствии государь-император Николай Первый спросит его: «А если бы…», — «Был бы с ними», ответит Поэт.
№1 КОЛОКОЛА
     Возможно ли? Расстрига, беглый инок На нас ведет злодейские дружины, дерзает нам писать угрозы! Полно, Пора смирить безумца!
№2 РАССКАЗ ПИМЕНА
     Великий чудотворец музыки русской Модест Петрович Мусоргский появился в Петербурге 10-летним мальчиком в августе 1849 года. Петропавловская школа (недавно отпраздновала своё 200-летие) была одним из лучших учебных заведений: программа обучения была продуманной и гораздо более глубокой, чем во многих благородных пансионах, а обстановка и взаимоотношения педагогов с учениками — деловыми и доброжелательными. Годы учёбы в Петришуле дали Модесту очень много: он овладел немецким языком (преподавание велось исключительно на немецком языке), латынью (французский он учил с детства, занимаясь с матерью), приобрёл знания в естественных и точных науках, познакомился с немецкой философией. Учёба давалась ему легко, а главное — он занимался с интересом; этот интерес и постоянная жажда знаний сохранились у него до конца жизни. Надо думать, регулярные посещения Петрикирхе для учеников Петришуле были обязательны. Звучание органа и протестантского хорала, пение прихожан отложилось в душе и ушах юного музыканта.
№3 ХОРАЛ (42)
     Через 20 лет в поисках «раскольничей» музыки для «Хованщины» и доромановской музыки для «Бориса Годунова» Модест Петрович не минует протестантский хорал
№4 «Люд православный» Как говорится, имеющий уши да услышит!
Х о з я й к а: Чем-то мне вас потчивать, старцы честные?
В а р л а а м: Чем Бог послал, хозяюшка. Нет ли вина?
Х о з я й к а: Как не быть, отцы мои. Вот вам, пейте на здоровье!
В а р л а а м: Спасибо, родная. Бог тебя благослови!
№5 ПЕСНЯ ВАРЛААМА
     Вот и песня Варлаама настолько ярко воплощает в музыке русский национальный характер, а написана во фригийском ладу, не свойственном тому явлению которое с ХIХ-го века в некоторых кругах принято называть русской музыкой. А вот в средневековых и протестантских хоралах фригийский лад совсем не редкость. Кто-то скажет: ладно, зато слова русские народные, отсюда и характер. Да, слова выражают русский народный характер, но они имеют своего автора. Это уже упомянутый сегодня Иван Худяков, учёный-этнограф, народоволец-каторжанин, поэт, творящий в духе народа, а не подражающий народной песне. Его книга, где была эта песня, тоже была арестована и изъята из обращения. Владимир Васильевич Стасов, сохранивший один экземпляр, передал его композитору.
№6 А ты, мой сын, ЧЕМ ЗАНЯТ?
     Прозвучавший монолог Бориса написан тоже во фригийском ладе. А теперь ещё одно поразительное сопоставление:
№7 ХОРАЛ 190
№8 ПЛАЧ ЮРОДИВОГО
     Разумеется о заимствовании речи нет. Тут посложнее. Ещё в Х!Х-м веке был замечен непостижимый для таких знающих людей, как Гаврила державин, Герман Ларош, Антон Рубинштейн (я называю только тех из них, кто писал об этом) феномен: темы некоторых фуг Генделя и Баха удивительно похожи на русскую народную протяжную песню. Мы принесли несколько примеров. Вот они.
№9 ГЕНДЕЛЬ ФУГА 11
№10 БАХ Ф УГА ИП
№11 БАХ ФУГА ХХ”
№12 ГДЕ ты, звёзд 0 чкд .?
№13 П А С Х А (Ария сопрано из Пасхальной оратории И. С. Баха)
     Мы не будем сегодня делать преждевременных выводов. Пусть этот поразительный феномен останется для нас тайной, уходящей в глубины генетической памяти. Тайной Баха, Генделя и Мусоргского.
№14 ПО-НАД ДОНОМ САД ЦВЕТЁТ
№15 ЧТО ВАМ СЛОВА ЛЮБВИ
№16 НОЧЬ
«Романс “Ночь” был представителем той идеальной стороны его таланта, которую впоследствии он САМ ВТОПТАЛ В Г РЯЗЬ, но запасами которой при случае пользовался. Запас этот был заготовлен… когда он ещё МАЛО ДУМАЛ О СЕРОМ МУЖИКЕ.» — Это пишет Николай Андреевич Римский-Корсаков, друг, соратник, Корсинька.
№17    БЛОХА
№18    СЕМИНАРИСТ
№19    СТРЕКОТУНЬЯ—БЕЛОБОКА
№20    ТРЕПАК
№21 ГОРНИМИ ТИХО ЛЕТЕЛА ДУША НЕБЕСАМИ
№22 ХОВАНЩИНА (ФИНАЛ ОПЕРЫ)
 

 
 
 
 
Рейтинг: 0 1754 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!