АЛХИМИК

20 июля 2021 - камерный театр
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
На каменный настил упал силуэтом свет, догорающий от лампы, его очертания бледнели, ускользая, превращались в тень от источника иного — утреннего солнца, проникшего сквозь ядом закопчённое оконце.
 
 
«Так и моя свобода — оковы сбросив, обернулась игом свободы бóльшей, — воспалённые, распухшие глаза старого алхимика Бруно давно утратили бархатный синий оттенок, но в них по-прежнему сияло что-то особенное, пугающее, насыщенное глубиной познаний. — Свобода — деспот, но сей престол воздвиг в душе я сам, никто не навязал её объятий мне. Они всегда желанны, притягательны... ужасны! Там то, что я ищу, что движет мною, и от чего избавиться нет сил... А истина... она лишь для невежд — свеча в тумане, горит, но не рассеивает пелену...»
 
 
— И каждый новый день жерновами придуманных хроник очерчивает круг моих способностей, и каждая ночь укладывается бессонницей в лиловых торбах под глазами, и всякое утро нервными судорогами кривит мне губы.
И вот, мой сокровенный миг настал, и мне решать, на чьей оси начнёт вращение гомункул! Здесь власть моя, моё творение! Венец, не наваждение, о, Галатея! 
 

 
— Запретной высоты достиг? Ха-ха! Пусть демоны штурмуют свод небес! Пока не атрофировались чувства, я к ней стремиться буду... И разума не жаль! И жизни.
 
 
 
Тайный смысл завещаний «Изумрудной скрижали»* алхимик с немалым усердием изучал десятки лет, он старался разгадать идею, побывав в Египте и объездив всю Европу, посещая запретные книжные хранилища Италии, Испании.
 

 
Теперь, в затхлом подвале, тяжело вышагивая из угла в угол, Бруно пытливо всматривался в древний манускрипт. Он спешил, сверялся, опасаясь совершить непоправимое, и всякий раз оглядывался на перегонный куб — а там, на дне, ворочаясь в безумной схватке, уробóрос* с урчанием наливался калёным жаром. Ртуть, испаряясь, прозрачной дымкой удушливо чадила из реторты*, стены которой покрывались налётом метаморфоз; клубок кишащий саламандр взбивал ретиво сдобу тела; аорта распускалась пышным древом, уют компоста разрывая; трещали позвонки, врастая в мясо чрева...
И вдруг, фонтаном брызг горячих закашлялась, не выдержав, утроба...
Локтями упираясь, из неё подполз на край стола обрубок непокорный, след пуповины оставляя за собой...
 
Захохотал алхимик в исступлении, по слизистой полоске ковыляя.
Пронзительно визжал гомункул, пригибаясь.
Рукою жёсткой бережно поднял творенье Бруно...
Погладил...
Гомункул стих, оцепенев в экстазе.
Смыв с кожи кровь, создатель на колóдке, как будто на мольберте, в распятьи растянул тварь освежёванную.
Та моргнула.
 
Бледный, растрёпанный демиург*, в измятом и засаленном рубище, создавал с остервенением из плоти картину, с любовью ваял собственное чудо, себя приободряя пересохшим горлом:
 

 
— Когда сомкну я пальцы рук, устав от жизни — чувствую, случится это очень скоро, — ты вспомни, родила тебя не мать.
— Моё тело не сможет забыть тебя, — услышал алхимик голос гомункула. — Придёт час и я буду праздновать твою кончину, обещаю. Успеют вырасти за это время кипарисы над твоим окном. Их ветви каждым утром буду украшать амурами, чтоб те приманивали сотни певчих птиц — и всё для Бруно! Скажи, а я красива? А голос? Так ли чуден он снаружи, настолько же хорош внутри меня?
— О, милая, ты — совершенство! — не знал восторженный старик, чем выразить волнение своё, заплакать или засмеяться. — За гранью ночи станешь ты носить в себе свет лунный, чтоб не искать его на стороне. Летать короткой вспышкой сможешь за пределы Тьмы Великой, отсчитывая собственное время. И только ты... Но помни: счастье — вязкий мёд на крыльях ворона.
 
Губами Бруно прикоснулся к её запястью и, посмотрев в глаза, подумал:  «Узоры проступают там — то грани мира смыслов и магистерий* отраженья. Они меняют цвет эмоций постоянно: то обвиняют, шлют проклятья, угрожают, то умоляют... нежно любят...»
 
— Мне удалось не только плоть создать, но душу... Какой глубокий взгляд и гулкий, с эхом двух плетей. Как хлёстко убавляет жизнь, но продлевает смерть твой взор... Губ алый цвет горит пожарищем Помпеи. А чудо-локоны дрожат от нетерпенья на висках, твоих желаний форму принимая...
— Как звать меня, скажи?
— Алесса. Да, Алесса! Я жил, склоняя свои ночи для твоих рассветов. Но Ворон ты, летящий против ветра! Зачем тебе попутчики? Я пояс часовой распутал и время моё хлынуло из берегов... Случилось скоро, в миг один!
— О чём ты?
— Привычка Неба возвращаться, не меняясь, тяготит. Что кануло, становится родней и ближе.
— Тогда пусть прошлое сомкнёт грядущее в объятьях...
— Поздно. И в сожалении моём есть доля грусти... Рутиной оказалось то, что час назад мне представлялось чудом...
— В печальном вздохе твоём слышится: «Ну вот и всё!»...
 
 
— Живу издалека... Я разучился спать... Сорвавшись в пропасть, как забыться можно? В глазах — ущелья дно... Оно всё ближе... Так много звёзд на небе, но буду я скучать с тоской по лампе, не зажжённой в моём доме**... Пусти же прочь меня, пусть Бруно смерть спасёт... Историю твою и суть я унесу с собой... Живи.
 
 
 


 
 
*«Изумрудная скрижаль» — перечень основополагающих принципов мироздания. Согласно легенде, текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским;
*Уроборос — это свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, имеющий множество значений. Сюжет связывают с бесконечностью и постоянным обновлением. Символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Архетип обозначает также раннюю стадию развития личности;
*Реторта — аппарат, служащий в химической лабораторной практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке;
*Демиург (или же димиург) — создатель, творец, мастер, знаток. С древнегреческого ремесленник или мастеровой;
*Магистерий — философский камень в легендах средневековых алхимиков или сообщество магов, философов, астрологов, эзотериков и мистиков.
**парафраз Рабиндраната Тагора.
 
 

© Copyright: камерный театр, 2021

Регистрационный номер №0496584

от 20 июля 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0496584 выдан для произведения:
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
На каменный настил упал силуэтом свет, догорающий от лампы, его очертания бледнели, ускользая, превращались в тень от источника иного — утреннего солнца, проникшего сквозь ядом закопчённое оконце.
 
 
«Так и моя свобода — оковы сбросив, обернулась игом свободы бóльшей, — воспалённые, распухшие глаза старого алхимика Бруно давно утратили бархатный синий оттенок, но в них по-прежнему сияло что-то особенное, пугающее, насыщенное глубиной познаний. — Свобода — деспот, но сей престол воздвиг в душе я сам, никто не навязал её объятий мне. Они всегда желанны, притягательны... ужасны! Там то, что я ищу, что движет мною, и от чего избавиться нет сил... А истина... она лишь для невежд — свеча в тумане, горит, но не рассеивает пелену...»
 
 
— И каждый новый день жерновами придуманных хроник очерчивает круг моих способностей, и каждая ночь укладывается бессонницей в лиловых торбах под глазами, и всякое утро нервными судорогами кривит мне губы.
И вот, мой сокровенный миг настал, и мне решать, на чьей оси начнёт вращение гомункул! Здесь власть моя, моё творение! Венец, не наваждение, о, Галатея! 
 

 
— Запретной высоты достиг? Ха-ха! Пусть демоны штурмуют свод небес! Пока не атрофировались чувства, я к ней стремиться буду... И разума не жаль! И жизни.
 
 
 
Тайный смысл завещаний «Изумрудной скрижали»* алхимик с немалым усердием изучал десятки лет, он старался разгадать идею, побывав в Египте и объездив всю Европу, посещая запретные книжные хранилища Италии, Испании.
 

 
Теперь, в затхлом подвале, тяжело вышагивая из угла в угол, Бруно пытливо всматривался в древний манускрипт. Он спешил, сверялся, опасаясь совершить непоправимое, и всякий раз оглядывался на перегонный куб — а там, на дне, ворочаясь в безумной схватке, уробóрос* с урчанием наливался калёным жаром. Ртуть, испаряясь, прозрачной дымкой удушливо чадила из реторты*, стены которой покрывались тускнеющим налётом; клубок кишащий саламандр взбивал ретиво сдобу тела; аорта распускалась пышным древом, уют компоста разрывая; трещали позвонки, врастая в мясо чрева...
И вдруг, фонтаном брызг горячих закашлялась, не выдержав, утроба...
Локтями упираясь, из неё подполз на край стола обрубок непокорный, след пуповины оставляя за собой...
 
Захохотал алхимик в исступлении, по слизистой полоске ковыляя.
Пронзительно визжал гомункул, пригибаясь.
Рукою жёсткой бережно поднял творенье Бруно...
Погладил...
И тот притих, оцепенев в экстазе.
Смыв с кожи кровь, создатель на колóдке, словно на мольберте, в распятьи растянул тварь освежёванную.
Та моргнула.
 
Бледный, растрёпанный демиург*, в измятом и засаленном рубище, создавал с остервенением из плоти картину, с любовью ваял собственное чудо, себя приободряя пересохшим горлом:
 

 
— Когда сомкну я пальцы рук, устав от жизни — чувствую, случится это очень скоро, ты вспомни — родила тебя не мать.
— Моё тело не сможет забыть тебя, — услышал алхимик голос гомункула. — Придёт час и я буду праздновать твою кончину, обещаю. Успели вырасти за это время кипарисы над твоим окном. Их листья каждым утром буду украшать амурами, чтобы те приманивали сотни певчих птиц — и всё для Бруно! Скажи, а я красива? А голос? Так ли чуден он снаружи, насколько он хорош внутри меня?
— О, милая, ты — совершенство! — не знал восторженный старик, чем выразить волнение своё, заплакать или засмеяться. — За гранью ночи станешь ты носить в себе свет лунный, чтоб не искать его на стороне. Летать короткой вспышкой сможешь за пределы Тьмы Великой, отсчитывая собственное время. И только ты... Но помни: счастье — вязкий мёд на крыльях ворона.
 
Губами Бруно прикоснулся к её запястью и, посмотрев в глаза, подумал:  «Узоры проступают там — то грани мира смыслов и магистерий* отраженья. Они меняют цвет эмоций постоянно: то обвиняют, шлют проклятья, угрожают, то умоляют... нежно любят...»
 
— Мне удалось не только плоть создать, но душу... Какой глубокий взгляд и гулкий, с эхом двух плетей. Как хлёстко убавляет жизнь, но продлевает смерть твой взор... Губ алый цвет горит пожарищем Помпеи. А чудо-локоны дрожат от нетерпенья на висках, твоих желаний форму принимая...
— Как звать меня, скажи?
— Алесса. Да, Алесса! Я жил, склоняя свои ночи для твоих рассветов. Но Ворон ты, летящий против ветра! Зачем тебе попутчики? Я пояс часовой распутал и время моё хлынуло из берегов... Случилось скоро, в миг один!
— О чём ты?
— Привычка Неба возвращаться, не меняясь, тяготит. Что кануло, становится родней и ближе.
— Тогда пусть прошлое сомкнёт грядущее в объятьях...
— Поздно. И в сожалении моём есть доля грусти... Рутиной оказалось то, что час назад казалось чудом...
— В печальном вздохе твоём слышится: «Ну вот всё!»...
 
 
— Живу издалека... Я разучился спать... Сорвавшись в пропасть, как забыться можно? В глазах — ущелья дно... Оно всё ближе... Так много звёзд на небе, но буду я скучать с тоской по лампе, не зажжённой в моём доме**... Пусти же прочь меня, пусть Бруно смерть спасёт...
 
 
 


 
 
*«Изумрудная скрижаль» — перечень основополагающих принципов мироздания. Согласно легенде, текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским;
*Уроборос — это свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, имеющий множество значений. Сюжет связывают с бесконечностью и постоянным обновлением. Символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Архетип обозначает также раннюю стадию развития личности;
*Реторта — аппарат, служащий в химической лабораторной практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке;
*Демиург (или же димиург) — создатель, творец, мастер, знаток. С древнегреческого ремесленник или мастеровой;
*Магистерий — философский камень в легендах средневековых алхимиков или сообщество магов, философов, астрологов, эзотериков и мистиков.
**парафраз Рабиндраната Тагора.
 
 
 
Рейтинг: +9 2110 просмотров
Комментарии (26)
Александр Джад # 20 июля 2021 в 19:54 +3
Привет, Остап!
Не всем удаётся реализовать свои мечты. Прекрасно, когда это получается, даже в таком страшном образе.
Тяжёлое ощущение при прочтении. Читая, не пытался понять, а просто погрузился в мрачность подвала алхимика, алхимика достигшего своего совершенства, своей цели. Даже позавидовал ему белой завистью.
Повторюсь, очень сложное ощущение. Но оно есть. Минька не оставила равнодушным и пробудила кучу образов и мыслей.

Очень напрягали картинки и непонятные слова. Они, конечно, пояснены позже, но воспринять их хотелось бы по тексту (извините мою необразованность).
Что заметил - у кипариса нет листьев, у него иголочки, которые, с натяжкой, конечно, можно считать листьями.
Удачи!
камерный театр # 21 июля 2021 в 05:36 +3
Когда хочется добиться тяжёлых ощущений и они улавливаются взыскательным читателем, то это и есть творческая удача. А «напрягающие картинки» — дело вкуса, повторяю я, и предпочтений. То же самое и с музыкой — одним она привносит дополнительную нагрузку и глубину смысла по тексту (если таковая имеется), другим — помеха.
Термины алхимические, поверьте, Александр, и мне не доставляли удовольствия, но без них никак нельзя — специфика! ))) Как, собственно, в любой профессии или увлечении — и там необычные названия есть! Это я ещё пожалел читающих и не стал всю «подноготную» оккультистов и искателей эликсира молодости с философским камнем тут перечислять. А ведь было в черновом варианте кое-что. Например, нигредо. Буквально «чернота». Это — алхимический термин, в психологии соответствует умственной дезориентации, возникающей обычно в процессе ассимиляции бессознательных содержаний, в частности, различных аспектов тени. Уже из самого названия следует, что это тёмное состояние, которое может быть отчасти соотнесено с гуной тамас в индийской философии. Тьма, печаль, тоска, ужас, сатурническая тяжесть и т.д.
Про листья кипариса вопрос спорный, но не принципиальный. Скорее, иголочками можно с натяжечкой назвать его необычные по форме листочки. И всё же, я заменил слово «листья» на «ветви». Я их вообще хотел показать фиолетового цвета, но после отменил сказочную расцветку ))))
Владимир Перваков # 20 июля 2021 в 20:10 +5
Как всегда, не оставит равнодушными читателей этот мистический рассказ, Валерий!
Положить всю жизнь на создание человека, подобно Богу! О, могуч алхимик!
И, конечно, ключевая фраза:
"Мне удалось не только плоть создать, но душу..."
А дальше что?
Зачем же жить, когда исполнилась мечта всей жизни, которой отданы все силы, и нет уж сил на новую мечту...
камерный театр # 21 июля 2021 в 05:57 +4
Всё сказанное, Владимир, «в яблочко»! В том смысле, что после «сбычи мечт» пропадает вкус к жизни. Алхимика по первой моей версии ждал триумф, когда утёр он нос своим недоброжелателям, ругателям, обзывателям, а потом... потом решил, что здоровье у учёного подорвано многолетними вдыханиями ртутных паров и других химикатов, а сколько нервов потрачено! а сколько бессонных ночей! и я решил: хватит его мучить! Да и всегда наступает момент разочарования, после достижения задуманного, некоего опустошения... Если не всегда, то почти всегда. Зависит от огромности мечтаний ))).
Сергей Шевцов # 20 июля 2021 в 20:22 +4
Валера, а ведь я в школе учился в классе с углублённым изучением химии, даже получил приглашение из нашего универа поступать вне конкурса на химфак. Мы постоянно пропадали в лабораториях университета и такое там химичили, что, порой, и вспоминать страшно. Но на создание гомункулуса у нас фантазии не хватило. А прочитав твоё эссе, я задумался: а может стоило нам тогда поэкспериментировать, ведь все реактивы и аппаратура были в нашем полном распоряжении - любой алхимик средневековья позавидует?
камерный театр # 22 июля 2021 в 08:40 +3
Мантию магистра в студию! «Академку» я уже отправил подарком на Вашу страницу.
Зато, благодаря лабораторным химическим наблюдениям, Вам легче читалось эссе в том месте, где Александр Джад мог «запнуться», путаясь среди разных склянок, колб и т.д. )))

Рискнуть и «похимичить», конечно, можно было: а вдруг на какой-нибудь химической олимпиаде удалось бы получить золото из свинца, например? )))
Александр Надежный # 21 июля 2021 в 10:24 +4
Интересная идея, замысел завораживающий... Жути много и соответствующего настроения! ))
И еще - великое множество мыслей и образов, которые вполне могут разойтись на цитаты, настолько они оригинальны и свежи...
Чего-то в концовке не хватает... Что заставило бы вздрогнуть и обалдеть! )))) Она сейчас плавная, с уходящим, теряющимся смыслом. Как знания этого алхимика, которые уходят вместе с ним...
Создание гомункулусов - попытка уподобиться Богу, создавшему не только Вселенную, но и главное свое творение - человека. Эта идея никогда не покидала алхимиков и мудрецов... Но никогда не увенчивалась успехом. Может быть, потому, что мастеру для начала надо было стать богом с маленькой буквы... Т.е. уподобиться Богу во всем, выполняя его заповеди, пройдя весь сонм испытаний и не изменив им... Просто так, методом проб и ошибок, изучением старинных книг, накоплением знаний такой высоты человеку не достигнуть. Поэтому в достижении результата алхимика сомневаешься изначально...
камерный театр # 21 июля 2021 в 11:32 +3
И таки да! Я про концовку... Возможно, «смял» слегка, но этому есть объяснение — длительный, относительно, перерыв между написанием предпоследнего эссе и свежего. В середине апреля — «Дочь Инанны», в конце мая — новая редакция «Дочери Инанны», затем, в середине июня — «Дежавю» отредактировал лишь с добавлением сюжетной линии. Вы же, Александр, понимаете, что творческий антракт где-то идёт на пользу, но отчасти и вредит. Во всяком случае, у меня именно так обстоят дела. Однако, парафраз Рабиндраната Тагора о не зажжённой свече в доме, показался мне убедительным финалом. Но это было вчера! ))) Посмотрю, может добавлю что-то или как-то иначе устрою «судьбу» алхимика Бруно, но... но пока вот так пусть! )))
Рената Юрьева # 23 июля 2021 в 18:56 +4
давно не читала тебя... ты неповторим, Валер! такие выразительные)мягко говоря) образы, такой язык....знаешь ,вспомнила почему-то последнюю сессию Вики в Инстаграм...
ты знаешь, что я не очень люблю читать такой жуткий реализм, поэтому я пыталась сосредоточиться на сути. и знаешь, прочитав комментарии к тому же, была рада, что правильно поняла твой сознательный ход ухода Алхимика. именно потому, что дальше жизнь потеряла бы свой смысл...
и , как всегда, с удовольствием выделяю твои афористические фразомысли! "А истина... она лишь для невежд — свеча в тумане, горит, но не рассеивает пелену...» - конечно, надо еще думать, но первое впечатление - бомбы взорвавшейся: а вдруг и на самом деле эта пресловутая истина - всего лишь огарок свечи?...
камерный театр # 24 июля 2021 в 06:58 +4
Ты всегда, Рената, умела подмечать в моих эссе или самую суть, или смысл некоторых фраз, которые требуют особого внимания (я и сам акцентирую любопытство на подобных словоизвержениях)))). Вот и сейчас! «А истина... она лишь для невежд — свеча в тумане, горит, но не рассеивает пелену...». Я никого не хотел унизить этой фразой или разочаровать, кто-то думает иначе и я не против — пусть! — но своё мнение вложил Алхимику (имею право!) и оно подчеркнуло его стремление создать гомункулуса, посвятив этому жизнь. Делать, творить, а не рассуждать о том, где и у кого находится истина и как её распознать — создавая или философствуя.
Ольга бе Лова # 1 августа 2021 в 15:17 +3
Валерий, что-то мистическое происходит с написанием комментария к Вашему эссе. 3 раза он просто слетал. Пишу в четвертый раз. Вы так все описали, как будто были очевидцем происходящего. Просто блестяще! Ваш Бруно создал гомункула. А оказывается, благодаря алхимикам, и в частности, монаху Бертольду Шварцу, случайно проводившему алхимические опыты, удалось получить порох, а Иоганну Бетгеру – найти метод производства фарфора. Интересная тема.
read-7
камерный театр # 2 августа 2021 в 06:24 +3
И не только у Вас, Ольга, происходят странные вещи с комментариями к «Алхимику» ))) Объяснений не ищу ))) Однако же, четвёртый «добрался» и я с удовольствием и благодарностью внимаю!
Buket-lyubvi
И ещё о чудесах. Опубликовал эссе 20-го июля, а через неделю было зафиксировано 222 просмотра. Но уже за следующие пять дней рейтинг прочтений буквально взвился и достиг... сейчас гляну... 819 посещений!!!! Или мистика тут виновна, или кто-то изучает лабораторные исследования несчастного Бруно, дабы повторить его успех ))))...

Монах Бертольд Шварц? Знакомое имя... на слуху... А-а-а-а-а, вспомнил! Это тот самый, в честь которого было названо общежитие московских студентов-химиков (это была шутка О.Б.))), и там одно время проживал Остап Бендер, но не студентом, т.к. здание оказалось заселено людьми, имеющими к химии довольно отдалённое отношение ))).
Чтобы написать эссе об опытах алхимика Бруно, мне пришлось переворошить некоторые сведения об этих странных и упорных людях, и не только для того, чтобы узнать некоторые специфические термины, но и понять их настойчивость. Пришлось даже абстрагироваться, примеряя «шкуру» одержимого, оттого и показалось Вам, что я в том подвале был «очевидцем» ))).
Ольга бе Лова # 2 августа 2021 в 11:48 +3
Да, все очевидно, сколько Вам пришлось перелопатить информации. Лично я получила знания новых понятий и терминов, и вообще, Ваше эссе подогрело интерес к данной теме. Спасибо Вам!
prezent
камерный театр # 2 августа 2021 в 11:55 +2
Записывая сведения новой темы, к которой раньше не тяготел вовсе, я и сам с удивлением обнаружил свежий интерес и познания (сгодятся или нет — другой вопрос!).
Blestyashchij-buket
Василисса # 4 августа 2021 в 00:22 +3
... Да, уважаемые гости, если желаете вдохнуть воздух далекого средневековья
и заглянуть в мрачное жилище одержимого безумной страстью алхимика, вам сюда...
Первые же строки эссе и начальные аккорды музыкального фона мгновенно погружают
в земной ад, в котором царь и бог - Бруно. Он творит гомункула, используя все
приобретенные им земные познания и, вне всякого сомнения, прибегая к помощи темных
сил, ибо кто из ангелов дерзнет вступить в противоборство с Творцом мира и Вселенной...
Вероятно, творение гомункула было конечной целью жизни алхимика, поскольку
после осуществления своего адского замысла он умер...
Впрочем, касательно смерти Бруно есть и другая мысль. И на нее наводят слова
алхимика:
"Рутиной оказалось то, что час назад мне представлялось чудом..."
Тотчас всплывает в памяти фраза, сказанная Филиппом Филипповичем Преображенским
доктору Борменталю: "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно
фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?"...
Полное, абсолютное разочарование в осуществленном замысле. В самом деле, зачем?..
Слова Бруно намного поэтичнее, но смысл тот же: рутина, обыденность, нет ни
малейшей новизны...
Мгновенно обессмыслилось все: и долгие многолетние поиски необходимых знаний:
"Тайный смысл завещаний «Изумрудной скрижали»* алхимик с немалым усердием
изучал десятки лет, он старался разгадать идею, побывав в Египте и объездив
всю Европу, посещая запретные книжные хранилища Италии, Испании.";
и бессонные ночи: "каждая ночь укладывается бессонницей в лиловых торбах
под глазами, и всякое утро нервными судорогами кривит мне губы."
"Ртуть, испаряясь, прозрачной дымкой удушливо чадила из реторты,* стены которой
покрывались налётом метаморфоз"... Она полностью разрушила ему здоровье.
Усталость наваливалась непомерно тяжким грузом, и предчувствие близкой кончины
преследовало: "сомкну я пальцы рук, устав от жизни — чувствую, случится это
очень скоро..."
Умный человек, он не мог не понимать всей своей одержимости. Желанная свобода
обернулась игом: "Свобода — деспот, но сей престол воздвиг в душе я сам, никто
не навязал её объятий мне. Они всегда желанны, притягательны... ужасны! Там то,
что я ищу, что движет мною, и от чего избавиться нет сил..."
Так страсть, овладевая человеком, всецело подчиняет его себе, "ибо, кто кем
побежден, тот тому и раб" (2 Пет. 2,19)
"В действительности существует лишь одна свобода — святая свобода. Это та
Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она
привязывает к Богу Единому и Истинному. Все другие свободы неистинны, призрачны,
ложны, т.е. на самом деле все они — рабство, каторга". (Преп. Иустин Попович)...
Алхимик не может не знать об этом, ибо живет в то время, когда западный мир был
уже христианским...
Все же страсть пересилила, и гомункул был создан. Но познал ли алхимик счастье?
Ведь оно, по его собственным словам, "вязкий мёд на крыльях ворона"...
Интереснейшее эссе, рассматривающее разные грани человеческой души, при этом
не отвечая на тайно поставленные вопросы, но отправляя ум читателя в свободное
плавание...
Невозможно не отметить красоту слога, покоряющую уже с первых предложений.
Поэзия и проза плавно перетекает одна в другую, чаруя ум. Фразы стройные.
Повествование подчинено строгой логике. Ничто лишнее не отвлекает и не рассеивает
читательское внимание. Музыка великолепно дополняет миниатюру, создавая нужное
настроение, помогая глубже уяснить смысл эссе, прочувствовать его...
Браво автору!..
камерный театр # 4 августа 2021 в 06:47 +3
spasibo-6

Наблюдаю неумолимый и принципиальный подход к теме с твоей стороны, Оля, а это означает, что проницательность твоя оказала мне услугу и подарила долгожданный и великолепный отзыв.
Всё начинается с идеи (я про Алхимика), она показалась Бруно грандиозной, она захватила его, ослепила, опьянила разум, сковала жаждой сотворить, создать НЕЧТО. Озарение, ему стал посвящать своё время учёный, только одному делу и в ущерб себе... Болезненная одержимость была похожей на свободный полёт, но оказалось, что это — падение. И Бруно понял: достижение конечной цели — дно ущелья и неминуемая гибель, безжалостное уничтожения себя.
Как писал Марк Твен: «Человек, одержимый новой идеей, успокоится, только осуществив её...». Вот и получается, что беда вцепилась в человека и не отпускала его до конца. Восторг сменился разочарованием. Полным.
И всё же... И всё же мне понравилась целеустремлённость Бруно (она же одержимость), иначе я не стал бы об этом писать.
Василисса # 4 августа 2021 в 00:22 +3
korona
камерный театр # 4 августа 2021 в 07:02 +3
man-3

— Это мне? Пойду, примеряю... Оля, я надеюсь, она не будет мешать хорошим мыслям?

comp-6

— Отношения между головой и короной очень натянутые, помни об этом, Ибрагимыч.
Наталья Лузанова # 3 сентября 2021 в 17:11 +2
Валер, буду краткой как никогда прежде. То, что ты творишь, имея в арсенале всего лишь 33 буквы алфавита, складывая их в слова и выстраивая в предложения,вкладываешь недюжинные эмоции и чувства ,что затрагивают струны души, вот это и есть самая настоящая АЛХИМИЯ!!!
read-6
камерный театр # 3 сентября 2021 в 18:01 +2
То есть ты утверждаешь, что у меня получается обо всём сказать, не разжимая губ? ))) Но это, уверяю, не из-за того, что я применяю какие-то литературно-творческие приёмчики, а потому, что напираю бушующими во мне реальными контрастными причудами, фантазиями, к которым невозможно привыкнуть, и вырываю, тем самым, эмоции у чутких, восприимчивых читателей.
Buket-lyubvi
Наталья Лузанова # 4 сентября 2021 в 15:40 +2
Знаешь,если человек с Чудом "на ты,т.е. Он При Чуде, то ему не составит труда, эти При Чуды передать. А я безмерно счастлива, что имею преотличную возможность к этому Чудодейству быть ПРи частной, хотя бы в послевкусии читательском и наслаждении преприятнейшем от новизны словесного амбре Настоящего Алхимика и Повелителя слов! pisatel
камерный театр # 5 сентября 2021 в 08:06 +2
buket-tyulpanov cvety-5 cvety-2
Осень # 17 марта 2023 в 23:40 +2
Я вообще не помню, почему не прокомментировала ваш Шедевр, хоть убейте. Может я не дочитала, ну тады не лайкнула бы... Кароч, я к тому, что меня очень заврожили события в вашей истории, разворачивающиеся с неимоверной скоростью. Это как в крутом фильме, где нет продыха, нет пауз,просто в напряженке до конца сидишь и смотришь. Так и я с вашим Алхимиком. После недавно прочтённых Дракулы и Призрака Оперы, я влюбилась ещё больше в готическую и мистическую литературу. Так что ваш Эксклюзив дошёл до меня в свое время, именно когда надо. И зашёл, и проник в самые тонкие нервные окончания и навел там ужаса и сострадания, и мне так хотелось ещё продолжения, в том плане, чтобы так скоро не заканчивалось ваше произведение, хотелось бы понаблюдать за дальнейшей жизнью этого существа без его творца. Уф... спасибо за ваш могучий талант, за то, что можно к нему приобщиться, насладиться, испить, почувствовала себя даже воровкой от своих же слов)))
камерный театр # 18 марта 2023 в 00:04 +2
Моя ж ты Ведьма!
Моё ж ты Чудо Тёмное-претёмное!
А ты идею подала мне классную и я не оставлю её - дай только срок!

Знаю, любишь ты вдыхать аромат ядовитых трав и цветов - лови! я окунул розочку в кураре )))
cvety-rozy-17
София Даль # 11 апреля 2023 в 21:16 +2
У вас настолько всё профессионально, что только можно сказать: Супер!


live1
камерный театр # 12 апреля 2023 в 08:03 +2
Но, признаюсь, я совсем не профессионал, а лишь любитель...хобби такое, сочинять!
spasibo-6