ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Невоплотимая мечта. К дню Памяти Клавдии Холодовой

Невоплотимая мечта. К дню Памяти Клавдии Холодовой

29 ноября 2016 - Виктор Астраханцев

Восьмое февраля – день Памяти Клавдии Холодовой, -
Поэтессы  из  поколения шестидесятников, оставшейся
навсегда  юной и в своем облике, и в своих стихах.
Её скоропостижный  уход на 33 году,  на подъеме своей 
творческой жизни,   потряс  её читателей и поклонников
своей неожиданностью и  несправедливостью (если  к
судьбе вообще применимо это слово).
Она   ушла в этот  день, на 33 году,  неожиданно для всех,  
словно подстреленная  птица,  создав еще одну загадку –
почему и куда уходят так быстро поэты, не успев высказать 
всего,  что хотели и могли?
Негасимая память талантливой поэтессе и светлому человеку!
 
 

Виктор Астраханцев

Невоплотимая  мечта. К дню  памяти Клавдии Холодовой





Есть неписанное правило: если хочешь что-то спрятать так, чтобы и самому не потерять,   и другие не нашли, положи его  на видном месте. Это правило  снова подтвердилось при изучении поэтического словаря Клавдии Холодовой.  В нем значительное место занимают слова,  описывающие различные  формы  движения, полета  птиц,   тоски  по пространству,  и в которых отражены мысли и переживания поэта, его оценки своего восприятия мира.
Через эти мысле-образы лирический герой осмысливает себя, свое отношение к миру, сопоставляет себя с ним,  осваивает его.  В словах и, тем более, в сцеплении нескольких основных терминов заключено эмоциональное ядро, которое затем воплощается в более доходчивых и конкретных образах, ритмах и выразительных средствах стихов.  О том более подробно в заметках "Наброски к портрету Клавдии Холодовой”.
 
Недавно в этом словаре  по-новому раскрылся  важный термин, за которым лежит  целый слой внутренних особенностей  поэзии К.Холодовой,   и который был обнаружен  в стихах  А.Блока, - одного из наиболее почитаемых  К.Холодовой поэтов,  и который  часто  становится  центром притяжения её  образов:
"В моей сумке рабочей – клад
Удивительнейшей из эпох:
С чертежами рядом лежат
Пушкин, Лермонтов, Блок” 


В стихотворении - “Сумерки” она снова упоминает его имя и  включает  во внутренний монолог своей героини  его строчку из стихотворения  “О подвигах, о доблестях, о славе”:

“Блок. Август…
Десять лет назад…
Но звезды августа мне падали под ноги
И в стылых лужах ноября не гасли.
Я шла, твердя в каком-то забытьи:
О доблестях, о подвигах, о славе…
Не замечая тяжести авоськи.“



В  своем  исследовании  Елена Рыжих (Меньшикова)  установила  тесную связь  поэзии   К.Холодовой со стихами А.Блока   в осмыслении  тема дороги,  движения, а также в восприятии цвета.  Ещё одно цитирование  стихов Блока  вынесено К.Холодовой в эпиграф к своим стихам “Только Волга”:
“Я знаю горестно, что где-то
Еще мы встретимся с тобой"

 
Эти строчки долгое время не отпускали мое внимание, так как я не мог отыскать их в стихах Блока. Сколько я ни вбивал последнюю строчку этих стихов в поисковую строку Яндекса, он  не находил  её в стихах Блока. И только совсем недавно, в самом конце стихотворения «Твоё лицо мне так знакомо…» я обнаружил строчку стихов, которую имела в виду Клавдия Холодова:
«…Но знаю горестно, что где-то еще увидимся с тобой»
и понял, почему я не находил её раньше. (5)
И тогда стало понятным, почему я не находил её раньше – Клавдия Холодова, видимо, цитируя её по памяти, осмыслила её на своей лад, заменив блоковскоеслово “увидимся” на более близкое для неё слово“встретимся”. Этот, казалось бы, мало- значимый нюанс - замена слова «увидимся» на более родственное её «встретимся» -  играет для Холодовой большую роль, потому что слово “встреча” является одним из ключевых в её поэтическом словаре.


Её лирическая героиня  во многих стихах  живет ожиданием встречи:  «Тонко падает с крыши ручейками вода», «Будет все очень просто // Придешь ты. И скажешь «Здравствуй»»,  «Этой встречи неизбежность», "И вздрогну я, и вновь замедлю бег…» в редакции 1972 года.  Только эти встречи особенные,   они живут одновременно  с расставанием. Это встречи – невстречи.  
Это больше  мечта о встрече,  о недостижимом счастье.

Именно такая  встреча – расставание  и обрисована  в упомянутых стихах Блока, где загадочная девушка,  едва появившись  в поле зрения его ЛГ, тут же светлым призраком удаляется от него.   А  возникшая меж ними внутренняя  нить перерастает в мечту о возможной встрече. И  совсем не случайно   звучит у А.Блока:
"Я знаю ГОРЕСТНО, что ГДЕ-ТО еще мы встретимся с тобой".  (Разрядка автора В.А.)
Это идет от осознания, что новая  встреча не состоится,  что появившаяся надежда уже  переходит  в сферу  мечты.
 
А у  А.Блока, мечта  хрупка и обманчивая:
"Что же делать, если обманула
 Та мечта, как всякая мечта....", 

«…уж не мечтать о доблести, о  славе…».


И  даже его Незнакомка, сидящая где-то рядом  у окна,  живет в другой от  поэта  плоскости -  на «дальнем берегу».  Лирический герой  Блока живет словно бы над жизнью, над реальностью. Жизнь, являющаяся ему в  событиях,   встречах  противостоит ему своей логикой, своей особостью, повторяемостью  и  становится даже враждебной ему.  Его надежда и его счастье – в  мечте.   

«Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!»
 

Поэтическая модель "близкого недостижимого", характерная для стихов   А.Блока, действует  и в стихах  К.Холодовой,  многие из которых  написаны о зыбкости мгновений,  призрачности встреч  и манящих сердце образах,  которые   приходят к ней из другого «тихого» мира, чтобы здесь напомнить о себе.  Поманить её душу и потом исчезнуть. В её  стихотворении "В сумерках"  возникает   призрачный образ,  который даже не взгляд,  а его отсвет, отражение в стекле.  А сердце ЛГ становится “зыбким и крылатым”. И этот полумрак, из которого появляется таинственный взгляд, тоже  удаляется и исчезает, как тихо,  но неудержимо уходит за  реку девушка у Блока.   И когда эта встреча в очередной раз не состоялась, ЛГ Холодовой как заклинание,  как молитву шепчет 
блоковские стихи, в которых мечта переходит в сон, в иллюзию:
«Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...»


Несостоявшейся встреча становится главным событием и её  первого значительного  стихотворения  “Голубой олень”, ставшего  одним из лейтмотивов её поэзии.  В нем  мечта  приходит к ЛГ в виде Голубого Оленя:
“Будто выбежав из-за солнца,
Вдруг возник Голубой олень.
Он ко мне приближался, ко мне,
Я же видела, был он  рядом..…”


Но встречи и на этот  раз  не происходит,   испуганный Олень исчезает,  превращаясь  в тень,  что   “…по рассветному небу бежала”, и  переходит из яви  в отдаленную мечту, в сон:
“И теперь мне ночами снится
С каждым годом больней, больней
Одиноко по небу мчится
Голубой, голубой олень”.


Это сопоставимо по смыслу  с переносом у Блока  образа  в область нереального: 
« Я знаю горестно, что  где-то…»

“Не ты ль проскальзываешь мимо,
Полувоздушна и незрима…

…….
Подобно виденному сну”

С этой точки зрения  прощальные стихи Клавдии Холодовой  “ И я отправлюсь в свой последний путь” тоже  приобретают новое осмысление! В них   звучит  мечта о будущей  встрече,  на этот раз после последнего пути, откуда нет возврата. Невозможность в такой встречи очевидна.  Но она представляется поэту  в жизненных реалиях, в ощущениях и образах: в молодой траве,  льняной
рубашке,  в яблоке, упавшем под ноги.  Здесь снова проявляется знакомая по Блоку модель  невоплотимой мечты или «близкого-невозможного»

Поэтические сущности не умирают, они существуют от века, то появляясь, то вновь уходя.  Надо лишь  распознать их, настроится на их язык, приподняться над бытом,  перейти из  круга повседневности в другой, тонкий слой жизни .   Может быть,  не обладающие тонкой  внутренней структурой люди не слышат их в стихах,  не распознают их в потоке   слов,  потому что относятся к духовной материи так же, как и к материальным привычным предметам.  И  стихи не оживают в образах и звуках.   Полноценная встреча с поэзией, с искусством не получится без   внутренней настройки, она  требует такой же подготовки, как и к экзамену, празднику  или походу.

Наложение образов, самостоятельность   их существования, их  перетекание из  мира одного поэта к другому    не каприз, не прихоть автора.  Явление вожделенной, но  недостижимой мечты не  являются  свойством только поэзии Блока, это  самостоятельный образ,  который живет   сам по себе, в тонком мире и  поселяется в  художественном круге того или другого  автора.    В точности неизвестно, была ли, например,  Клавдия Холодова знакома с романом  Ромена Роллана “Жан-Кристоф”,   но ситуации  её стихов очень близки к  пониманию  Ролланом  подлинной любви. И в  его романе,  и в рассказе «Пьер и Люс»  любовное чувство   наиболее остро проявляется  в ситуации, когда желанное близко, совсем рядом, но недостижимо. 
Это показано им в ряде эпизодов, когда влюбленные находятся,  например,  по разные стороны  запертой двери, чувствуя близость друг друга, но не в силах  открыть дверь.  Или же они оказываются друг перед  другом во время короткой остановки  в окнах встречных поездов, идущих в  противопо-ложных направлениях.   Близко, но недостижимо – знакомая модель!  Тем более, что  Роллан – современник Блока.  И может быть, такая модель переживаний тоже живет самостоятельной жизнью, проникая иногда в миры поэтов и увлекая их собою?
А потом и нас, их читателей?
 
Очевидно, что оговорки представляют собой то самое “место на виду”, в котором спрятана до времени разгадка тайны, которую мы часто пропускаем мимо своего внимания.   Наверняка, они  имеют общую природу с работой подсознания, которая проявляется иногда в так называемых «оговорках по Фрейду», каждая из которых имеет особую природу и требует своей техники расшифровки.
= = = = = =

Стихи КлавдииХолодовой  публикуются на её странице:
http://parnasse.ru/users/golubojolen




= = = = = = =
В музыкальном файле стихи Александра Блока "Твоё лицо мне так знакомо" в прочтении Виктора Астраханцева

© Copyright: Виктор Астраханцев, 2016

Регистрационный номер №0364905

от 29 ноября 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0364905 выдан для произведения: Виктор Астраханцев
Невоплотимая  мечта  в  стихах Александра Блока и  Клавдии Холодовой  

Есть неписанное правило: если хочешь что-то спрятать так, чтобы и самому не потерять,   и другие не нашли,
положи его  на видном месте. Это правило  снова подтвердилось при изучении поэтического словаря Клавдии Холодовой. 
В нем значительное место занимают слова,  описывающие различные  формы  движения, полета  птиц,  
тоски  по пространству,  и в которых отражены мысли и переживания поэта, его оценки своего восприятия мира.
 Через эти мысле-образы лирический герой осмысливает себя, свое отношение к миру, сопоставляет себя с ним, 
осваивает его.  В словах и, тем более, в сцеплении нескольких основных терминов заключено эмоциональное ядро,
которое затем воплощается в более доходчивых и конкретных образах, ритмах и выразительных средствах стихов.
 О том более подробно в заметках "Наброски к портрету Клавдии Холодовой”.
 
Недавно в этом словаре  по-новому раскрылся  важный термин, за которым лежит  целый слой внутренних
особенностей  поэзии К.Холодовой,   и который был обнаружен  в стихах  А.Блока, - одного из наиболее
почитаемых  К.Холодовой поэтов,  и который  часто  становится  центром притяжения её  образов:
"В моей сумке рабочей – клад
Удивительнейшей из эпох:
С чертежами рядом лежат
Пушкин, Лермонтов, Блок” 


В стихотворении - “Сумерки” она снова упоминает его имя и  включает  во внутренний монолог своей героини  
его строчку из стихотворения  “О подвигах, о доблестях, о славе”:

“Блок. Август…
Десять лет назад…
Но звезды августа мне падали под ноги
И в стылых лужах ноября не гасли.
Я шла, твердя в каком-то забытьи:
О доблестях, о подвигах, о славе…
Не замечая тяжести авоськи.“



В  своем  исследовании  Елена Рыжих (Меньшикова)  установила  тесную связь  поэзии   К.Холодовой со
стихами А.Блока   в осмыслении  тема дороги,  движения, а также в восприятии цвета.
Ещё одно цитирование  стихов Блока  вынесено К.Холодовой в эпиграф к своим стихам “Только Волга”:
“Я знаю горестно, что где-то
Еще мы встретимся с тобой"

 
Эти строчки вызывали у меня некоторое недоумение.  Несмотря на  упорный поиск этих строчен, 
мне долго  не удавалось  отыскать их  в стихах  Блока.
И только  недавно они открылись мне  при  озвучении его  стихов «Твоё лицо мне так знакомо…».
Тогда стало понятно, почему я не находил их раньше – Клавдия Холодова, видимо,  цитируя их по памяти,
запомнила их по-своему,  заменив слово “увидимся”  на  более близкое для неё слово  “встретимся”.  
Этот, казалось бы, малозначимый нюанс играет для Холодовой большую роль,  ведь слово  “встреча”
является одним из ключевых  в её   поэтическом словаре.
 
Лирическая героиня К.Холодовой  во многих стихах  живет ожиданием встречи:  «Тонко падает с крыши
ручейками вода», «Будет все очень просто // Придешь ты. И скажешь «Здравствуй»»,  «Этой встречи неизбежность»,
"И вздрогну я, и вновь замедлю бег…» в редакции 1972 года.
Только эти встречи особенные,   они живут одновременно  с расставанием. Это встречи – невстречи.  
Это больше  мечта о встрече,  о недостижимом счастье.

Именно такая  встреча – расставание  и обрисована  в упомянутых стихах Блока, где загадочная девушка, 
едва появившись  в поле зрения его ЛГ, тут же светлым призраком удаляется от него.   А  возникшая меж ними
внутренняя  нить перерастает в мечту о  возможной встрече. И  совсем не случайно   звучит у А.Блока:
"Я знаю ГОРЕСТНО, что ГДЕ-ТО еще мы встретимся с тобой".  (Разрядка автора В.А.)
Это идет от осознания, что новая  встреча не состоится,  что появившаяся надежда уже  переходит  в сферу  мечты.
 
А у  А.Блока, мечта  хрупка и обманчивая:
"Что же делать, если обманула
 Та мечта, как всякая мечта....", 

«…уж не мечтать о доблести, о  славе…».


И  даже его Незнакомка, сидящая где-то рядом  у окна,  живет в другой от  поэта  плоскости -  на «дальнем берегу».
Лирический герой  Блока живет словно бы над жизнью, над реальностью. Жизнь, являющаяся ему в  событиях,  
встречах  противостоит ему своей логикой, своей особостью, повторяемостью  и  становится даже враждебной ему. 
Его надежда и его счастье – в  мечте.   

«Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!»
 

Поэтическая модель "близкого недостижимого", характерная для стихов   А.Блока, действует  и в стихах
К.Холодовой,  многие из которых  написаны о зыбкости мгновений,  призрачности встреч  и манящих сердце
образах,  которые   приходят к ней из другого «тихого» мира, чтобы здесь напомнить о себе.
Поманить её душу и потом исчезнуть.

В её  стихотворении "В сумерках"  возникает   призрачный образ,  который даже не взгляд,  а его отсвет,
отражение в стекле.  А сердце ЛГ становится “зыбким и крылатым”. И этот полумрак, из которого появляется
таинственный взгляд, тоже  удаляется и исчезает, как тихо,  но неудержимо уходит за  реку девушка у Блока. 
И когда эта встреча в очередной раз не состоялась, ЛГ Холодовой как заклинание,  как молитву шепчет 
блоковские стихи, в которых мечта переходит в сон, в иллюзию:
«Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...»


Несостоявшейся встреча становится главным событием и её  первого значительного  стихотворения
“Голубой олень”, ставшего  одним из лейтмотивов её поэзии.
В нем  мечта  приходит к ЛГ в виде Голубого Оленя:
“Будто выбежав из-за солнца,
Вдруг возник Голубой олень.
Он ко мне приближался, ко мне,
Я же видела, был он  рядом..…”


Но встречи и на этот  раз  не происходит,   испуганный Олень исчезает,  превращаясь  в тень,  что  
“…по рассветному небу бежала”, и  переходит из яви  в отдаленную мечту, в сон:
“И теперь мне ночами снится
С каждым годом больней, больней
Одиноко по небу мчится
Голубой, голубой олень”.

 
Это сопоставимо по смыслу  с переносом у Блока  образа  в область нереального: 
« Я знаю горестно, что  где-то…»

“Не ты ль проскальзываешь мимо,
Полувоздушна и незрима…

…….
Подобно виденному сну”
С этой точки зрения  прощальные стихи Клавдии Холодовой  “ И я отправлюсь в свой последний путь” 
тоже  приобретают новое осмысление! В них тоже  звучит  мечта о будущей  встрече,  на этот раз после
последнего пути, откуда нет возврата. Невозможность в такой встречи очевидна.
Но она представляется поэту  в жизненных реалиях, в ощущениях и образах: в молодой траве,  льняной
рубашке,  в яблоке, упавшем под ноги.
Здесь снова проявляется знакомая по Блоку модель  невоплотимой мечты или «близкого-невозможного»

Поэтические сущности не умирают, они существуют от века, то появляясь, то вновь уходя. 
Надо лишь  распознать их, настроится на их язык, приподняться над бытом,  перейти из  круга повседневности
в другой, тонкий слой жизни .   Может быть,  не обладающие тонкой  внутренней структурой люди не слышат
их в стихах,  не распознают их в потоке   слов,  потому что относятся к духовной материи так же, как и к
материальным привычным предметам.  И  стихи не оживают в образах и звуках.   Полноценная встреча с поэзией,
с искусством не получится без   внутренней настройки, она  требует такой же подготовки, как и к экзамену,
празднику  или походу.

Наложение образов, самостоятельность   их существования, их  перетекание из  мира одного поэта к другому   
не каприз, не прихоть автора.  Явление вожделенной, но  недостижимой мечты не  являются  свойством только
поэзии Блока, это  самостоятельный образ,  который живет   сам по себе, в тонком мире и  поселяется в 
художественном круге того или другого  автора.   
В точности неизвестно, была ли, например,  Клавдия Холодова знакома с романом  Ромена Роллана “Жан-Кристоф”,  
но ситуации  её стихов очень близки к  пониманию  Ролланом  подлинной любви. И в  его романе,  и в рассказе
«Пьер и Люс»  любовное чувство   наиболее остро проявляется  в ситуации, когда желанное близко, совсем рядом,
но недостижимо.  Это показано им в ряде эпизодов, когда влюбленные находятся,  например,  по разные стороны
запертой двери, чувствуя близость друг друга, но не в силах  открыть дверь.  Или же они оказываются друг перед
другом во время короткой остановки  в окнах встречных поездов, идущих в  противопо-ложных направлениях.  
Близко, но недостижимо – знакомая модель!  Тем более, что  Роллан – современник Блока.  И может быть,
такая модель переживаний тоже живет самостоятельной жизнью, проникая иногда в миры поэтов и увлекая их собою?
А потом и нас, их читателей?
 
Очевидно, что оговорки представляют собой то самое “место на виду”, в котором спрятана до времени
разгадка тайны, которую мы часто пропускаем мимо своего внимания.   Наверняка, они  имеют общую
природу с работой подсознания, которая проявляется иногда в так называемых «оговорках по Фрейду»,
каждая из которых имеет особую природу и требует своей техники расшифровки.


= = = = = = =
В музыкальном файле стихи Александра Блока "Твоё лицо мне так знакомо"
В пр очтении Виктора Астраханцева

 
 
Рейтинг: +26 1265 просмотров
Комментарии (25)
Татьяна Петухова # 30 ноября 2016 в 23:35 +2
Спасибо,Виктор , публикация требует вдумчивого неспешного прочтения ,еще буду не раз заглядывать читать и слушать,слушать изумительное чтение.ОЧАРОВАНА!!!!!
Виктор Астраханцев # 30 ноября 2016 в 23:50 +3
Благодарю вас, Татьяна, за внимание и доброе отношение к моим литературным наблюдениям.С теплыми пожеланиями!

Валерий Расторгуев # 1 декабря 2016 в 00:34 +1
Все отлично и здорово, позже загляну еще обязательно. Сейчас проблема со связью видимо .Но Виктор повторюсь у вас талант чтеца. super
Ганка Гличка # 1 декабря 2016 в 14:29 +1
Замечательная работа! Интересная! Прекрасная декламация! supersmile

СПАСИБО!
Сергей Блик # 1 декабря 2016 в 14:33 +1
Марина Попенова # 1 декабря 2016 в 14:54 +2

Виктор, спасибо за прекрасное эссе о Блоке и замечательное прочтение стихов!

Виктор Астраханцев # 12 декабря 2016 в 15:55 0
Буду рад, если и Блок, и Холодова стали вам ближе.

Елена Абесадзе # 1 декабря 2016 в 15:09 +1
Восхитительная мелодекламация с использованием потрясающей музыки!Получила истинное наслаждение! Спасибо! supersmile
Наталья Исаева # 1 декабря 2016 в 15:20 +2
Прекрасное эссе, прочувствованное, тонкое, с глубиной проникновения в творчество поэтов!!! Благодарю вас за удовольствие, Виктор!!!
Огромное спасибо Танюше Петуховой за ссылку!!! С уважением. Наташа.
Андрей Фурман # 1 декабря 2016 в 15:21 +1
Прекрасная работа и замечательное прочтение, Виктор! super supersmile
Сергей Кривонос # 1 декабря 2016 в 15:25 +1
Замечательная работа! best
Людмила Телякова # 1 декабря 2016 в 15:30 +1
Спасибо, Виктор, за чувства восторга, что испытала от прослушивания стиха, от чудесной музыки!
За прекрасное эссе о Блоке!
Марта Шаула # 1 декабря 2016 в 15:33 +1
Уважаемый Виктор! Спасибо за прекрасное прочтение эссе о БЛОКЕ! Очень проникновенно,профессионально,а сопровождение музыкальное просто божественное! спасибо за доставленное удовольствие!!!
ЛЮБОВЬ БОНДАРЕНКО # 1 декабря 2016 в 15:43 +1
Мария Кондакова # 1 декабря 2016 в 17:01 +1
Виктор, спасибо Вам большое за красивую, проникновенную декламацию и глубокие размышления! 5min
Рената Юрьева # 1 декабря 2016 в 18:44 +1
не знаю, виниться, что имя Холодовой встречаю в первый раз( или все-таки радоваться, что узнала! за что Вам, Виктор, большое спасибо! мне интересно было следить за ходом Ваших размышлений, навеянных стихами, казалось бы таких разных поэтов...но чем дальше погружалась в статью, тем лучше понимала, нет, ощущала ту невидимую нить ,которая связывает этих двух поэтов... Вы правы, иногда самое ценное и глубокое постигается только на уровне подсознания... и для того, чтобы это ощущение обрело реальность, очень нужны такие вот работы. Благодарю Вас!
конечно, теперь я отыщу ее стихи...
Виктор Астраханцев # 14 декабря 2016 в 01:23 0

Рената, благодарю вас за родственность отношения к поэзии Блока, к его загадкам.
А теперь вы лучше можете познакомиться и со стихами Клавдии Холодовой. Её стихи появились на Парнасе:
http://parnasse.ru/users/golubojolen

Константин Батурин # 1 декабря 2016 в 19:00 +1
Большое спасибо, Виктор, за интересную, познавательную работу!
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e c0137 ura
Эдмунд Гольцман # 1 декабря 2016 в 20:26 +1
Спасибо,ВИКТОР, было очень интересно и познавательно
ознакомиться с Вашим литературоведческим исследованием,
прослушать замечательное прочтение произведения А.Блока.
supersmile
С уважением, Э.Г.
Георгий # 1 декабря 2016 в 22:46 0
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd super c0137 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9 faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Виктор Астраханцев # 2 декабря 2016 в 22:48 0
У вас, Георгий, режиссерское монтажное мышление – простыми фигурками выразили сложное действие. Спасибо! Это интересно.

Лидия Копасова # 2 декабря 2016 в 13:09 0
Лариса Шишкина # 3 декабря 2016 в 03:56 0
Прекрасное прочтение стихов. Цепляете душу слушателя. Много интересного познала из вашего рассказа. Спасибо. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Виктор Астраханцев # 16 декабря 2016 в 17:40 0
Очень рад. что отвлеченные размышления о поэзии и вечных темах оказываются интересными.
А с другой стороны, ели не загадками творчества ( пусть не своего, другого) загружать голову, то чем тогда?
Татьяна Петухова # 9 февраля 2018 в 21:41 0
изумительная публикация,добавила в избранное, благодарю, Виктор, за неоценимый вдохновенныйтруд!