ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → КАК "МИСТРАЛЬ" "ЛАВИНУ " ПОРОДИЛ.

КАК "МИСТРАЛЬ" "ЛАВИНУ " ПОРОДИЛ.

2 февраля 2017 - Neihardt
article373821.jpg
Злосчастные "Русские Мистрали" французского происхождения, боевая ценность которых для российского ВМФ, откровенно говоря, была весьма сомнительна, после всех перипетий санкционной политики достались Египту... Однако отечественный флот без больших десантных кораблей - вертолетоносцев, способных обеспечить совместные операции флота и наземных войск, не останется. Объединенная судостроительная корпорация и ВМФ России планируют создание на базе российских производственных мощностей собственного проекта универсальных десантных кораблей. Тактико-техническое задание для проектирования "десантёров" двух видов - крупного океанского и среднего тактического - уже разработано.
Президент ОСК Алексей Рахманов на своей пресс-конференции отметил, что "Негативный опыт - тоже опыт. Россия по политическим причинам не получила "Мистраль", но в процессе сотрудничества с французскими кораблестроителями был получен опыт, который достался нам практически бесплатно, поскольку Франция вернула потраченные на несостоявшийся заказ деньги в количестве целого миллиарда евро. Теперь мы справимся с этой работой без помощи из-за рубежа".
По мнению главы ОСК, новый российский проект не только сможет полностью заменить неполученные французские корабли, но и будет превосходить их по своим техническим, боевым и эксплуатационным характеристикам. Исправить многочисленные недостатки "Мистралей" непросто, но в сложившихся условиях совершенно реально, поскольку мы научились интегрировать в одной конструкции судовые системы российского и зарубежного производства. В ходе совместных работ по строительству «Мистралей» во Франции отечественные судостроительные предприятия продемонстрировали высокий уровень технологий крупносекционной сборки судов и 3D-проектирования. Если на российских заводах оказалось вполне возможным построить кормовые секции для "Мистралей", строившихся на французских заводах, то, есественно, со сборкой целого модульного корпуса также не предвидится проблем...
Еще летом 2015 года на военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке ЦНИИ им. академика Крылова представил свой проект отечественного универсального десантного корабля, исправляющего большинство дефектов французского "Мистраля". Корабль рассчитан под водоизмещение 24 тыс. т. - немного больше, чем у французов, и ориентирован на несение только отечественных систем вооружения и радиоэлектроники. К установке на этом новом УДК планируются  морские зенитные комплексы "Панцирь-МЕ", артиллерия АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт". Корабль будет способен нести 16 вертолетов разработки ОКБ Камова - боевые Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К - знаменитые "Аллигаторы" в специальной корабельной модификации, великолепно  приспособленные к палубному содержанию. Кроме этого, как и французов, у отечественных БДК планируется док-камера с шестью десантно-штурмовыми катерами проекта 03160 "Раптор" и "танковый отсек" под размещение 50 единиц бронетехники. Численность десантной партии - 500 человек. По сути дела, это совершенно адекватная замена неполученным французским вертолетоносцам, только удобнее для содержания и эксплуатации в российских климатических и географических условиях и с учетом того, что подход к формированию войсковой группы морского десанта в России и у НАТОвских военачальников несколько различен.
Кстати, немного об этих различиях: 
Российская концепция морского десанта подчинена принципу "с берега на берег" и не рассчитана на длительные массовые боевые действия по захвату территорий неприятеля. Проще говоря, русский БДК, например, такой, как много лет прослужившие в составе нашего флота "Иван Рогов" или "Азов", берут с берега отряд морской пехоты с техникой, быстро доставляют его к месту высадки, где подходят к берегу вплотную и, зачастую сами ведя огонь по врагу, высаживают десант, как говорится, "с сухими сапогами и на сухих колесах" -  непосредственно на сушу, на "подготовленный" предварительным обстрелом с боевых кораблей или авиационной бомбардировкой плацдарм. Морпехи стремительной атакой при поддержке флота и авиации выбивают оставшегося врага с позиций и закрепляются на берегу. Такая тактика доказала свою эффективность еще во времена  Великой Отечественной войны и не утратила актуальности для державы, не планирующей широкомасштабных завоевательных операций, не имеющей  мятежных заморских колоний и придерживающейся в целом оборонительной доктрины развития вооруженных сил.
Натовские морские десантники обучены действовать иначе - и тоже еще в незапамятные и героические времена великих битв Второй Мировой. Достаточно посмотреть, например, как выполнена знаменитая операция по высадке английских и американских войск в Нормандии в 1944 году. По мнению западных военачальников, десантный корабль должен иметь водоизмещение хорошего океанского лайнера, брать много народу, не меньше двух-трех рот, и вовсе не обязан при высадке достигать уреза воды.  Он держится во второй боевой линии атакующей эскадры -  под прикрытием ее средств ПВО,  на рожон не лезет, сам в зачистке плацдарма артиллерийским или ракетным обстрелом не участвует. Его задача - улучить момент и вовремя открыть шлюзы док-камер и аппарели. А десантники уж как-нибудь доберутся до берега сами - на так называемых промежуточных средствах доставки.  Для пехоты у западного "десантёра" есть катера и шлюпки, для танков и БТРов - плоскодонные самоходные и буксируемые теми же катерами понтоны, имеющие у солдат малопочтенное прозвище "Frogs boats" - "лягушачьи лодки". На худой конец, около взвода можно доставить на берег и вертолетами...  Минусы такой высадки - на пересадку в промежуточные средства доставки нужно тратить время, а оно в бою дороже золота. И кроме того, все эти лодки-катера-понтоны имеют заведомо низкую боевую живучесть по отношению к полноценному кораблю, и весьма уязвимы, когда уже отвалили от борта своего хозяина, но до суши еще не дошли. Если враг хорошо сопротивляется, до 30 % промежуточных плавсредств десанта целыми до берега не добирается, так что десантнику НАТО очень желательно уметь хорошо плавать - с полной выкладкой и при оружии. Техника тоже должна быть амфибийной. О "сухих сапогах" в момент, когда солдат ступит на вражеский берег, пожалуй, и речь не идет... Зато таким способом можно обеспечивать массовые крупномасштабные завоевательные операции на территории неприятеля, в том числе - и длительные, во время затяжных военных конфликтов, потому что крупный УДК обеспечивает своей морской пехоте повышенную автономность.
Именно в силу различия наших и НАТОвских военных доктрин "Мистрали" рисковали остаться в российской эскадре как бы "не у дел": нет у нас условий для их полноценной боевой работы, нет и отрядов морской пехоты, обученных высадке по западному методу. И все же универсальные десантные корабли большой вместимости могут понадобиться России, хотя и не в ближайшем будущем. Основной геополитический конкурент нашей страны - США - видит мир однополярным, а свое господство на море - абсолютным, что греха таить, некоторое время так и было. Весь остальной флот НАТО в лучшем случае, может выставить для боевых действий вспомогательную группировку с весьма ограниченными возможностями. Но обстановка меняется, океанский флот России возрождается, создавая неизбежную альтернативу флоту США. Мы медленно, но верно возвращаемся к биполярной политике, к военному паритету между нашими странами. А значит, вскоре могут сложиться и условия, когда УДК найдут свою "экологическую нишу" в составе отечественного ВМФ.
Теперь немного о самих перспективных проектах.
Проект российского универсального десантного корабля "Лавина", представленный в модели на военно-техническом форуме "Армия-2015", разработан Невским проектно-конструкторским бюро. Даже небольшой макет, по сути, дающий представление лишь о внешнем виде будущего корабля,  красноречиво свидетельствует о ряде нестандартных конструктивных решений в его архитектуре. Корпус водоизмещением 24 тысячи тонн имеет форму "полутримарана", то есть, у него три киля. Это позволяет обеспечить отличную мореходность и остойчивость при относительно небольшой осадке - традиционной черте именно русских проектов десантных кораблей. Иметь при таком водоизмещении осадку всего около 5 метров - это означает уметь маневрировать в относительно неглубоких водах вблизи береговой линии. Хотя, конечно, высадить войска "посуху" непосредственно с борта "Лавина" не сможет.
Длина корпуса корабля составит около 180 метров, ширина - не более 30. По внешним размерениям получается корабль, примерно такой же, как и "Мистраль", что обеспечит возможность использования для обслуживания "Лавины" доковых мощностей, планировавшихся под корабли французского проекта.
Развитая винто-рулевая группа классической формы, безо всяких французских азиподов, торчащих под водой ниже киля и только мешающих в условиях мелководья
, а также система подруливающих устройств обеспечивают трехкилевому кораблю замечательную маневренность. Можно, например, базироваться в Азовском море или в шхеристых районах Балтики. Моделирование динамики его движения на компьютере показало, что УДК будет под силу развернуться  на 180 градусов на пространстве, равном длине собственного корпуса, подойти к причалу, двигаясь строго бортом.   
Проектируемая дальность плавания УДК "Лавина" - не менее 5 тысяч миль при экономической скорости 18 узлов. Максимальная скорость - 22 узла. Казалось бы, немного по нынешним временам, но "десантёру", в принципе, больше и не нужно, все же - не крейсер!  Отметим только, что пресловутые "Мистрали" еще тихоходнее - их максимальная скорость не превышает 18,5 - 19 узлов.
Собственный экипаж "Лавины" составит 320 человек, к тому же корабль будет брать на борт 500 человек десанта и 50 бронетранспортеров. Напомним, что "Мистрали" управляются экипажем из 160 человек, и рассчитаны под десант численностью до 450 душ. Сравнение явно в пользу российского проекта...  
Вооружением "Лавины" станут универсальные скорострельные артустановки А190 «Универсал» — корабельные пушки, созданные конструкторами нижегородского ОАО «ЦНИИ «Буревестник» (главный конструктор А. П. Рогов). Это привычные нашему флоту современные 100-миллиметровые орудия, серийно выпускающиеся с 1990-х годов в двух вариантах щитового прикрытия - с обтекаемым аэродинамическим щитом -башней А190Э стандартного вида и в "стэлс"- варианте  - А190-01.  Вместе с башней двухорудийная установка весит 15 тонн, способна обеспечить скорострельность 80 выстрелов в минуту. Угол возвышения орудий - до 85 градусов, что позволяет использовать эти пушки и как зенитное оружие. Дальность стрельбы без потери убойной силы снаряда - 20 километров. Такая артиллерия является типичной для легких скоростных кораблей российского ВМФ , ее несут фрегаты проекта 11 356 и индийские "Тальвары", Универсальные патрульные корабли проекта 23550, множество современных корветов и малых ракетных кораблей.
Ракетное вооружение предназначено, в основном, для самообороны корабля от летающего противника - ракет и самолетов. Корабль получит 3 установки ЗРАК "Палаш" или "Пальма", предназначенные  для обороны от высокоточного оружия - противокорабельных ракет, воздушных целей (самолёты, вертолёты), а также для обстрела малоразмерных морских и наземных целей. Комплекс - автоматический, имеет полную автоматизацию боевой работы от обнаружения до поражения цели, и являющийся частью сплошной эшелонированной системы противовоздушной обороны надводных кораблей водоизмещением более 500 т на дальности до 10 км. Для стрельбы используются ракеты «Сосна»-РА. Масса боевого модуля ЗРАК «Палаш» с полным боекомплектом — 7,5 т, антенного поста — около 3,5 т.
ЗАК «Палаш» состоит на вооружении ВМФ России, в том числе корветов проекта 11611 и фрегатов проекта 22350. Экспортный модернизированный вариант комплекса — «Пальма» установлен на сторожевых кораблях пр. 11661Э «Гепард 3.9» ВМС Вьетнама. Если сравнивать с зарубежными системами, то условные аналоги «Сосны» — ADATS и RBS-70. Разница - в типе используемых ракет.
Кроме этого, планируется установить морской вариант знаменитого зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь" в количестве не менее 3 установок. 
Корабельный "Панцирь-М" управляется двумя или тремя операторами. Противовоздушная оборона осуществляется автоматическими пушками и управляемыми ракетами с радиокомандным наведением с инфракрасным и радиолокационным слежением. Комплекс способен вести борьбу с легкобронированными наземными и морскими целями, а также живой силой противника на берегу.
Особенность комплекса «Панцирь-М» состоит в совмещении многоканальной системы захвата и сопровождения целей с ракетно-артиллерийским вооружением, создающей непрерывную зону перехвата цели по высоте (минимальная) от 0 м и по дальности (минимальная) от 200 м. Досягаемость по высоте 15 км, по дальности 20 км, даже без внешней поддержки.
Время реакции комплекса 4-6 секунд; 1,5 секунды между пусками ракет как и захватами целей системой. Такие показатели являются мировым рекордом. Количество одновременно обстреливаемых целей в ±45° — четыре. В ±90° — две. Максимальная скорость захвата равна 10 целям в минуту.
Наименьшая эффективная площадь рассеивания  для комплекса - 2-3 см². Это позволяет фиксировать и поражать даже миниатюрные беспилотные воздушные аппараты. В 2014 в рамках учений подтверждена возможность уничтожать комплексом, работающим в движении, цель со скоростью 1000 м/с.
Локационная система ЗПРК состоит из 3 локаторов: Радар раннего обнаружения и целеуказания типа ФАР (дм-диапазон), по азимуту 360 град, по вертикали согласно применяемому режиму, радары сопровождения и наведения с полем зрения по горизонтали 0–60° или 26–82° (2 режима). Обеспечивается обзор по азимуту в миллиметровом диапазоне ± 45° и за счёт вращения - круговой обзор.
Поле зрения пассивного оптического локатора в составе радаров сопровождения и наведения 1,8 × 2,7 град.. Вертикаль — от −5 до +82 град с учётом движения радаром. Скорость наведения максимальная — не менее 100 град/с.
Система управления огнём комплекса «Панцирь-С1» включает радиолокационную станцию  обнаружения и две РЛС сопровождения. Эти радары сопровождают как цели, так и ракеты земля-воздух, запускаемые комплексом.
Радиолокационная станция 1РС1-1Е обнаружения целей дм-диапазона создана в ВНИИРТ. Для целей с эффективной площадью рассеяния 2 м² дальность обнаружения равна 32-36 км. Наибольшая дальность обнаружения 80 км.
Кроме радара, система управления огнём также содержит оптико-электронный комплекс с длинноволновым инфракрасным приёмником излучения, а также осуществляет цифровую обработку сигналов и автоматическое сопровождение цели. Вся система может работать полностью автоматически.
РЛС 1РС2-Е «Шлем». Основа станции — двухдиапазонная РЛС (см+мм), обеспечивающая работу ЗРПК (в том числе и в движении) по широкому классу целей — самолётам, вертолётам (в том числе находящимся в режиме «висения»), дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам (ДПЛА), высокоточному оружию, подвижным наземным объектам. Локатор миллиметрового диапазона обеспечивает обнаружение и поражение целей с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км. Захват цели с ЭПР 2 м² обеспечивается всей РЛС на дальности 30 км. Наибольшая дальность - 36 км.
ОЭС служит и для обнаружения целей и для их сопровождения и наведения ракет в оптическом и тепловом диапазоне частот. ОЭС сопровождает цель, используя ИК-диапазон 3-5 мкм, что обеспечивает всесуточное использование ракетного вооружения в оптическом режиме работы. Дальность автосопровождения (при дальности метеовидимости 10 км) составляет: самолёта F-16 — 17-26 км; ПРР HARM — 13-15 км. Только ОЭС служит для стрельбы по морским и наземным целям.
Для обеспечения помехозащищённости система связи меняет частоту 3500 скачков/с по псевдослучайному закону в широком диапазоне.
В качестве основного поражающего снаряда используется высокоманёвреннная ракета с малым временем разгонного участка, малым снижением скорости за счёт бикалиберной схемы (разгонный блок отстреливается и калибр ракеты резко уменьшается, что снижает потери на аэродинамическое сопротивление). У ракеты миниатюрная электроника, взрыватель можно установить как контактный, так и бесконтактный.
Ракета может быть использована 57Э6Е  с высотой полета 15 и дальностью 20 километров, и 9М335 (высота 8, дальность 12). С 2010 принят на вооружение вариант с 57Э6Е. Минимальная высота цели для ракеты 15 м, радиус срабатывания неконтактного взрывателя 7-9 м.  Для прежнего варианта обеспечивалась для цели типа самолёт тактической авиации, включая малозаметные, движущиеся с скоростью 500 м/с и идущие на высоте 10 км.
Ракета обеспечивает поражение целей с ЭПР 0,1-0,3 метра на дальности 20 км и эффективное поражение всех типов перспективных средств воздушного нападения, в первую очередь высокоточного оружия со скоростями полёта до 1000 м/с и минимальной эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,03 - 0,06 м², с вероятностью не менее 0,7 одной ракетой.
К 2017 будет завершена разработка Панцирь-СМ с возможностью эффективного поражения баллистических целей.
Тяжело давать какую-либо объективную оценку проектируемому кораблю, пока он не сошел на воду, не проявил себя на испытаниях, не поучаствовал в первой учебно-боевой кампании. Но тем не менее, уже сейчас можно предположить, что в результате появления "Лавины" российский флот полностью компенсирует неполученные от Франции "Мистрали". Единственное, в чем точно  проиграла Россия - это скорость пополнения флота. Если БДК французской постройки могли приступить к освоению азов практической службы уже в минувшем 2016 году, то программа строительства "Лавин" только разворачивается,  и ожидать увидеть их в составе боевой эскадры мы можем только к 2020 году.
Одновременно с большими универсальными  "десантерами"- вертолетоносцами  ОСК приступила к проектированию и постройке среднего десантного корабля, уже получившего во флотских списках имя "Прибой".  Создает его все то же Невское Проектно-конструкторское бюро,  Корабль будет иметь водоизмещение 14 000 т при осадке менее 5 м, обладать дальностью плавания свыше 6 000 морских миль, развивать скорость не менее 20 узлов.  Длина корпуса "Прибоя" предположительно составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Ненамного-то и меньше, чем у пресловутых "французов"... Хотя, меньше размеры - больше акваторий, где можно доковаться, проще ремонт и техническое обслуживание. К тому же, размер у БДК - все-таки не основное свойство.  Ведь одним из видов его ударного оружия являются вертолеты. А десяток российских Ка-52 и Ка-52К способны обеспечить боевую устойчивость на морском ТВД практически любому флотскому соединению.
В качестве вооружения для "Прибоя" планируется те же ЗРАК "Палаш" и универсальные 100-миллиметровки. "Прибой" будет нести на борту до 60 единиц различной техники - и БТРы, и два десятка основных танков, и четыре десантных катера, и, разумеется, 8-10 вертолетов типа Ка-27 и Ка-52К - в десантной, поисково-разведывательной и противолодочной комплектации. Численность десанта на корабле не уступит показателям того же "Мистраля", а вот автономность будет почти вдвое выше, чем у него  -  до 60 суток.
Русские "Мистрали" готовились к исполнению обязанностей штабных кораблей - флагманов широкомасштабных комплексных операций с учетом взаимодействия флота, авиации и сухопутной армии. Проектируемые "Прибои", пожалуй, справятся с задачей рулить смешанным соединением еще лучше в силу более высокой оперативности и реагентности. А постоять за себя в бою смогут с большим уроном для врага, нежели французы. Дело в том, что для российских кораблей этого проекта также предусматривается установка модулей «Панцирь-М» -   в нишах по краям правого борта, а также в передней части на краю левого борта. Есть вариант проекта и с дополнительным "Панцирем" на корме, в задней бортовой нише.  То есть, корабль сможет отразить собственным огнем одновременно 12 летящих в него ракет, обстрелять за минуту до 30  агрессивных целей... Это уже боевая мощь хорошего крейсера ПВО, способного в одиночку  защитить ударную эскадру от атаки с воздуха. На сегодняшний день в американском флоте кораблей с аналогичными боевыми способностями нет, хотя, скорей всего, какая-то НАТОвская альтернатива создаваться будет. Примерно аналогичной нашим кораблям мощью ПВО обладает японец «Хиуга». Но это - крупный эсминец, ближе даже к ракетному крейсеру, то есть, корабль ударного класса, а не скромник-десантёр.  "Хиуга" располагает японско-голландской МРЛС FCS-3A и последним экспортным вариантом КЗРК RIM-162 “ESSM” и тоже может отслеживать до 30 нападающих врагов сразу...
 И "Лавина", и "Прибой" - корабли модульные.  Сборка корпусных конструкций идет  сразу с необходимой внутренней начинкой, крупными фрагментами, которые потом состыковываются в сборочном эллинге.  Построить такие корабли в России могут и "Севмаш", и верфи Петербурга, и "Янтарь" - у ОСК производственных мощностей хватит, тем более, что собирать кормовой модуль "Мистраля" петербургским кораблестроителям уже доводилось.
 Словом, если уж каламбурить по поводу имен наших героев, то "Мистраль" не только породил "Лавину", но и при встрече в боевой обстановке, скорее всего будет очень быстро смыт с поверхности моря "Прибоями". Жаль только, что  ждать ввода в строй головных кораблей перспективных проектов нам придется три года...

© Copyright: Neihardt, 2017

Регистрационный номер №0373821

от 2 февраля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0373821 выдан для произведения: Злосчастные "Русские Мистрали" французского происхождения, боевая ценность которых для российского ВМФ, откровенно говоря, была весьма сомнительна, после всех перипетий санкционной политики достались Египту... Однако отечественный флот без больших десантных кораблей - вертолетоносцев, способных обеспечить совместные операции флота и наземных войск, не останется. Объединенная судостроительная корпорация и ВМФ России планируют создание на базе российских производственных мощностей собственного проекта универсальных десантных кораблей. Тактико-техническое задание для проектирования "десантёров" двух видов - крупного океанского и среднего тактического - уже разработано.
Президент ОСК Алексей Рахманов на своей пресс-конференции отметил, что "Негативный опыт - тоже опыт. Россия по политическим причинам не получила "Мистраль", но в процессе сотрудничества с французскими кораблестроителями был получен опыт, который достался нам практически бесплатно, поскольку Франция вернула потраченные на несостоявшийся заказ деньги в количестве целого миллиарда евро. Теперь мы справимся с этой работой без помощи из-за рубежа".
По мнению главы ОСК, новый российский проект не только сможет полностью заменить неполученные французские корабли, но и будет превосходить их по своим техническим, боевым и эксплуатационным характеристикам. Исправить многочисленные недостатки "Мистралей" непросто, но в сложившихся условиях совершенно реально, поскольку мы научились интегрировать в одной конструкции судовые системы российского и зарубежного производства. В ходе совместных работ по строительству «Мистралей» во Франции отечественные судостроительные предприятия продемонстрировали высокий уровень технологий крупносекционной сборки судов и 3D-проектирования. Если на российских заводах оказалось вполне возможным построить кормовые секции для "Мистралей", строившихся на французских заводах, то, есественно, со сборкой целого модульного корпуса также не предвидится проблем...
Еще летом 2015 года на военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке ЦНИИ им. академика Крылова представил свой проект отечественного универсального десантного корабля, исправляющего большинство дефектов французского "Мистраля". Корабль рассчитан под водоизмещение 24 тыс. т. - немного больше, чем у французов, и ориентирован на несение только отечественных систем вооружения и радиоэлектроники. К установке на этом новом УДК планируются  морские зенитные комплексы "Панцирь-МЕ", артиллерия АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт". Корабль будет способен нести 16 вертолетов разработки ОКБ Камова - боевые Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К - знаменитые "Аллигаторы" в специальной корабельной модификации, великолепно  приспособленные к палубному содержанию. Кроме этого, как и французов, у отечественных БДК планируется док-камера с шестью десантно-штурмовыми катерами проекта 03160 "Раптор" и "танковый отсек" под размещение 50 единиц бронетехники. Численность десантной партии - 500 человек. По сути дела, это совершенно адекватная замена неполученным французским вертолетоносцам, только удобнее для содержания и эксплуатации в российских климатических и географических условиях и с учетом того, что подход к формированию войсковой группы морского десанта в России и у НАТОвских военачальников несколько различен.
Кстати, немного об этих различиях: 
Российская концепция морского десанта подчинена принципу "с берега на берег" и не рассчитана на длительные массовые боевые действия по захвату территорий неприятеля. Проще говоря, русский БДК, например, такой, как много лет прослужившие в составе нашего флота "Иван Рогов" или "Азов", берут с берега отряд морской пехоты с техникой, быстро доставляют его к месту высадки, где подходят к берегу вплотную и, зачастую сами ведя огонь по врагу, высаживают десант, как говорится, "с сухими сапогами и на сухих колесах" -  непосредственно на сушу, на "подготовленный" предварительным обстрелом с боевых кораблей или авиационной бомбардировкой плацдарм. Морпехи стремительной атакой при поддержке флота и авиации выбивают оставшегося врага с позиций и закрепляются на берегу. Такая тактика доказала свою эффективность еще во времена  Великой Отечественной войны и не утратила актуальности для державы, не планирующей широкомасштабных завоевательных операций, не имеющей  мятежных заморских колоний и придерживающейся в целом оборонительной доктрины развития вооруженных сил.
Натовские морские десантники обучены действовать иначе - и тоже еще в незапамятные и героические времена великих битв Второй Мировой. Достаточно посмотреть, например, как выполнена знаменитая операция по высадке английских и американских войск в Нормандии в 1944 году. По мнению западных военачальников, десантный корабль должен иметь водоизмещение хорошего океанского лайнера, брать много народу, не меньше двух-трех рот, и вовсе не обязан при высадке достигать уреза воды.  Он держится во второй боевой линии атакующей эскадры -  под прикрытием ее средств ПВО,  на рожон не лезет, сам в зачистке плацдарма артиллерийским или ракетным обстрелом не участвует. Его задача - улучить момент и вовремя открыть шлюзы док-камер и аппарели. А десантники уж как-нибудь доберутся до берега сами - на так называемых промежуточных средствах доставки.  Для пехоты у западного "десантёра" есть катера и шлюпки, для танков и БТРов - плоскодонные самоходные и буксируемые теми же катерами понтоны, имеющие у солдат малопочтенное прозвище "Frogs boats" - "лягушачьи лодки". На худой конец, около взвода можно доставить на берег и вертолетами...  Минусы такой высадки - на пересадку в промежуточные средства доставки нужно тратить время, а оно в бою дороже золота. И кроме того, все эти лодки-катера-понтоны имеют заведомо низкую боевую живучесть по отношению к полноценному кораблю, и весьма уязвимы, когда уже отвалили от борта своего хозяина, но до суши еще не дошли. Если враг хорошо сопротивляется, до 30 % промежуточных плавсредств десанта целыми до берега не добирается, так что десантнику НАТО очень желательно уметь хорошо плавать - с полной выкладкой и при оружии. Техника тоже должна быть амфибийной. О "сухих сапогах" в момент, когда солдат ступит на вражеский берег, пожалуй, и речь не идет... Зато таким способом можно обеспечивать массовые крупномасштабные завоевательные операции на территории неприятеля, в том числе - и длительные, во время затяжных военных конфликтов, потому что крупный УДК обеспечивает своей морской пехоте повышенную автономность.
Именно в силу различия наших и НАТОвских военных доктрин "Мистрали" рисковали остаться в российской эскадре как бы "не у дел": нет у нас условий для их полноценной боевой работы, нет и отрядов морской пехоты, обученных высадке по западному методу. И все же универсальные десантные корабли большой вместимости могут понадобиться России, хотя и не в ближайшем будущем. Основной геополитический конкурент нашей страны - США - видит мир однополярным, а свое господство на море - абсолютным, что греха таить, некоторое время так и было. Весь остальной флот НАТО в лучшем случае, может выставить для боевых действий вспомогательную группировку с весьма ограниченными возможностями. Но обстановка меняется, океанский флот России возрождается, создавая неизбежную альтернативу флоту США. Мы медленно, но верно возвращаемся к биполярной политике, к военному паритету между нашими странами. А значит, вскоре могут сложиться и условия, когда УДК найдут свою "экологическую нишу" в составе отечественного ВМФ.
Теперь немного о самих перспективных проектах.
Проект российского универсального десантного корабля "Лавина", представленный в модели на военно-техническом форуме "Армия-2015", разработан Невским проектно-конструкторским бюро. Даже небольшой макет, по сути, дающий представление лишь о внешнем виде будущего корабля,  красноречиво свидетельствует о ряде нестандартных конструктивных решений в его архитектуре. Корпус водоизмещением 24 тысячи тонн имеет форму "полутримарана", то есть, у него три киля. Это позволяет обеспечить отличную мореходность и остойчивость при относительно небольшой осадке - традиционной черте именно русских проектов десантных кораблей. Иметь при таком водоизмещении осадку всего около 5 метров - это означает уметь маневрировать в относительно неглубоких водах вблизи береговой линии. Хотя, конечно, высадить войска "посуху" непосредственно с борта "Лавина" не сможет.
Длина корпуса корабля составит около 180 метров, ширина - не более 30. По внешним размерениям получается корабль, примерно такой же, как и "Мистраль", что обеспечит возможность использования для обслуживания "Лавины" доковых мощностей, планировавшихся под корабли французского проекта.
Развитая винто-рулевая группа классической формы, безо всяких французских азиподов, торчащих под водой ниже киля и только мешающих в условиях мелководья
, а также система подруливающих устройств обеспечивают трехкилевому кораблю замечательную маневренность. Можно, например, базироваться в Азовском море или в шхеристых районах Балтики. Моделирование динамики его движения на компьютере показало, что УДК будет под силу развернуться  на 180 градусов на пространстве, равном длине собственного корпуса, подойти к причалу, двигаясь строго бортом.   
Проектируемая дальность плавания УДК "Лавина" - не менее 5 тысяч миль при экономической скорости 18 узлов. Максимальная скорость - 22 узла. Казалось бы, немного по нынешним временам, но "десантёру", в принципе, больше и не нужно, все же - не крейсер!  Отметим только, что пресловутые "Мистрали" еще тихоходнее - их максимальная скорость не превышает 18,5 - 19 узлов.
Собственный экипаж "Лавины" составит 320 человек, к тому же корабль будет брать на борт 500 человек десанта и 50 бронетранспортеров. Напомним, что "Мистрали" управляются экипажем из 160 человек, и рассчитаны под десант численностью до 450 душ. Сравнение явно в пользу российского проекта...  
Вооружением "Лавины" станут универсальные скорострельные артустановки А190 «Универсал» — корабельные пушки, созданные конструкторами нижегородского ОАО «ЦНИИ «Буревестник» (главный конструктор А. П. Рогов). Это привычные нашему флоту современные 100-миллиметровые орудия, серийно выпускающиеся с 1990-х годов в двух вариантах щитового прикрытия - с обтекаемым аэродинамическим щитом -башней А190Э стандартного вида и в "стэлс"- варианте  - А190-01.  Вместе с башней двухорудийная установка весит 15 тонн, способна обеспечить скорострельность 80 выстрелов в минуту. Угол возвышения орудий - до 85 градусов, что позволяет использовать эти пушки и как зенитное оружие. Дальность стрельбы без потери убойной силы снаряда - 20 километров. Такая артиллерия является типичной для легких скоростных кораблей российского ВМФ , ее несут фрегаты проекта 11 356 и индийские "Тальвары", Универсальные патрульные корабли проекта 23550, множество современных корветов и малых ракетных кораблей.
Ракетное вооружение предназначено, в основном, для самообороны корабля от летающего противника - ракет и самолетов. Корабль получит 3 установки ЗРАК "Палаш" или "Пальма", предназначенные  для обороны от высокоточного оружия - противокорабельных ракет, воздушных целей (самолёты, вертолёты), а также для обстрела малоразмерных морских и наземных целей. Комплекс - автоматический, имеет полную автоматизацию боевой работы от обнаружения до поражения цели, и являющийся частью сплошной эшелонированной системы противовоздушной обороны надводных кораблей водоизмещением более 500 т на дальности до 10 км. Для стрельбы используются ракеты «Сосна»-РА. Масса боевого модуля ЗРАК «Палаш» с полным боекомплектом — 7,5 т, антенного поста — около 3,5 т.
ЗАК «Палаш» состоит на вооружении ВМФ России, в том числе корветов проекта 11611 и фрегатов проекта 22350. Экспортный модернизированный вариант комплекса — «Пальма» установлен на сторожевых кораблях пр. 11661Э «Гепард 3.9» ВМС Вьетнама. Если сравнивать с зарубежными системами, то условные аналоги «Сосны» — ADATS и RBS-70. Разница - в типе используемых ракет.
Кроме этого, планируется установить морской вариант знаменитого зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь" в количестве не менее 3 установок. 
Корабельный "Панцирь-М" управляется двумя или тремя операторами. Противовоздушная оборона осуществляется автоматическими пушками и управляемыми ракетами с радиокомандным наведением с инфракрасным и радиолокационным слежением. Комплекс способен вести борьбу с легкобронированными наземными и морскими целями, а также живой силой противника на берегу.
Особенность комплекса «Панцирь-М» состоит в совмещении многоканальной системы захвата и сопровождения целей с ракетно-артиллерийским вооружением, создающей непрерывную зону перехвата цели по высоте (минимальная) от 0 м и по дальности (минимальная) от 200 м. Досягаемость по высоте 15 км, по дальности 20 км, даже без внешней поддержки.
Время реакции комплекса 4-6 секунд; 1,5 секунды между пусками ракет как и захватами целей системой. Такие показатели являются мировым рекордом. Количество одновременно обстреливаемых целей в ±45° — четыре. В ±90° — две. Максимальная скорость захвата равна 10 целям в минуту.
Наименьшая эффективная площадь рассеивания  для комплекса - 2-3 см². Это позволяет фиксировать и поражать даже миниатюрные беспилотные воздушные аппараты. В 2014 в рамках учений подтверждена возможность уничтожать комплексом, работающим в движении, цель со скоростью 1000 м/с.
Локационная система ЗПРК состоит из 3 локаторов: Радар раннего обнаружения и целеуказания типа ФАР (дм-диапазон), по азимуту 360 град, по вертикали согласно применяемому режиму, радары сопровождения и наведения с полем зрения по горизонтали 0–60° или 26–82° (2 режима). Обеспечивается обзор по азимуту в миллиметровом диапазоне ± 45° и за счёт вращения - круговой обзор.
Поле зрения пассивного оптического локатора в составе радаров сопровождения и наведения 1,8 × 2,7 град.. Вертикаль — от −5 до +82 град с учётом движения радаром. Скорость наведения максимальная — не менее 100 град/с.
Система управления огнём комплекса «Панцирь-С1» включает радиолокационную станцию  обнаружения и две РЛС сопровождения. Эти радары сопровождают как цели, так и ракеты земля-воздух, запускаемые комплексом.
Радиолокационная станция 1РС1-1Е обнаружения целей дм-диапазона создана в ВНИИРТ. Для целей с эффективной площадью рассеяния 2 м² дальность обнаружения равна 32-36 км. Наибольшая дальность обнаружения 80 км.
Кроме радара, система управления огнём также содержит оптико-электронный комплекс с длинноволновым инфракрасным приёмником излучения, а также осуществляет цифровую обработку сигналов и автоматическое сопровождение цели. Вся система может работать полностью автоматически.
РЛС 1РС2-Е «Шлем». Основа станции — двухдиапазонная РЛС (см+мм), обеспечивающая работу ЗРПК (в том числе и в движении) по широкому классу целей — самолётам, вертолётам (в том числе находящимся в режиме «висения»), дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам (ДПЛА), высокоточному оружию, подвижным наземным объектам. Локатор миллиметрового диапазона обеспечивает обнаружение и поражение целей с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км. Захват цели с ЭПР 2 м² обеспечивается всей РЛС на дальности 30 км. Наибольшая дальность - 36 км.
ОЭС служит и для обнаружения целей и для их сопровождения и наведения ракет в оптическом и тепловом диапазоне частот. ОЭС сопровождает цель, используя ИК-диапазон 3-5 мкм, что обеспечивает всесуточное использование ракетного вооружения в оптическом режиме работы. Дальность автосопровождения (при дальности метеовидимости 10 км) составляет: самолёта F-16 — 17-26 км; ПРР HARM — 13-15 км. Только ОЭС служит для стрельбы по морским и наземным целям.
Для обеспечения помехозащищённости система связи меняет частоту 3500 скачков/с по псевдослучайному закону в широком диапазоне.
В качестве основного поражающего снаряда используется высокоманёвреннная ракета с малым временем разгонного участка, малым снижением скорости за счёт бикалиберной схемы (разгонный блок отстреливается и калибр ракеты резко уменьшается, что снижает потери на аэродинамическое сопротивление). У ракеты миниатюрная электроника, взрыватель можно установить как контактный, так и бесконтактный.
Ракета может быть использована 57Э6Е  с высотой полета 15 и дальностью 20 километров, и 9М335 (высота 8, дальность 12). С 2010 принят на вооружение вариант с 57Э6Е. Минимальная высота цели для ракеты 15 м, радиус срабатывания неконтактного взрывателя 7-9 м.  Для прежнего варианта обеспечивалась для цели типа самолёт тактической авиации, включая малозаметные, движущиеся с скоростью 500 м/с и идущие на высоте 10 км.
Ракета обеспечивает поражение целей с ЭПР 0,1-0,3 метра на дальности 20 км и эффективное поражение всех типов перспективных средств воздушного нападения, в первую очередь высокоточного оружия со скоростями полёта до 1000 м/с и минимальной эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,03 - 0,06 м², с вероятностью не менее 0,7 одной ракетой.
К 2017 будет завершена разработка Панцирь-СМ с возможностью эффективного поражения баллистических целей.
Тяжело давать какую-либо объективную оценку проектируемому кораблю, пока он не сошел на воду, не проявил себя на испытаниях, не поучаствовал в первой учебно-боевой кампании. Но тем не менее, уже сейчас можно предположить, что в результате появления "Лавины" российский флот полностью компенсирует неполученные от Франции "Мистрали". Единственное, в чем точно  проиграла Россия - это скорость пополнения флота. Если БДК французской постройки могли приступить к освоению азов практической службы уже в минувшем 2016 году, то программа строительства "Лавин" только разворачивается,  и ожидать увидеть их в составе боевой эскадры мы можем только к 2020 году.
Одновременно с большими универсальными  "десантерами"- вертолетоносцами  ОСК приступила к проектированию и постройке среднего десантного корабля, уже получившего во флотских списках имя "Прибой".  Создает его все то же Невское Проектно-конструкторское бюро,  Корабль будет иметь водоизмещение 14 000 т при осадке менее 5 м, обладать дальностью плавания свыше 6 000 морских миль, развивать скорость не менее 20 узлов.  Длина корпуса "Прибоя" предположительно составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Ненамного-то и меньше, чем у пресловутых "французов"... Хотя, меньше размеры - больше акваторий, где можно доковаться, проще ремонт и техническое обслуживание. К тому же, размер у БДК - все-таки не основное свойство.  Ведь одним из видов его ударного оружия являются вертолеты. А десяток российских Ка-52 и Ка-52К способны обеспечить боевую устойчивость на морском ТВД практически любому флотскому соединению.
В качестве вооружения для "Прибоя" планируется те же ЗРАК "Палаш" и универсальные 100-миллиметровки. "Прибой" будет нести на борту до 60 единиц различной техники - и БТРы, и два десятка основных танков, и четыре десантных катера, и, разумеется, 8-10 вертолетов типа Ка-27 и Ка-52К - в десантной, поисково-разведывательной и противолодочной комплектации. Численность десанта на корабле не уступит показателям того же "Мистраля", а вот автономность будет почти вдвое выше, чем у него  -  до 60 суток.
Русские "Мистрали" готовились к исполнению обязанностей штабных кораблей - флагманов широкомасштабных комплексных операций с учетом взаимодействия флота, авиации и сухопутной армии. Проектируемые "Прибои", пожалуй, справятся с задачей рулить смешанным соединением еще лучше в силу более высокой оперативности и реагентности. А постоять за себя в бою смогут с большим уроном для врага, нежели французы. Дело в том, что для российских кораблей этого проекта также предусматривается установка модулей «Панцирь-М» -   в нишах по краям правого борта, а также в передней части на краю левого борта. Есть вариант проекта и с дополнительным "Панцирем" на корме, в задней бортовой нише.  То есть, корабль сможет отразить собственным огнем одновременно 12 летящих в него ракет, обстрелять за минуту до 30  агрессивных целей... Это уже боевая мощь хорошего крейсера ПВО, способного в одиночку  защитить ударную эскадру от атаки с воздуха. На сегодняшний день в американском флоте кораблей с аналогичными боевыми способностями нет, хотя, скорей всего, какая-то НАТОвская альтернатива создаваться будет. Примерно аналогичной нашим кораблям мощью ПВО обладает японец «Хиуга». Но это - крупный эсминец, ближе даже к ракетному крейсеру, то есть, корабль ударного класса, а не скромник-десантёр.  "Хиуга" располагает японско-голландской МРЛС FCS-3A и последним экспортным вариантом КЗРК RIM-162 “ESSM” и тоже может отслеживать до 30 нападающих врагов сразу...
 И "Лавина", и "Прибой" - корабли модульные.  Сборка корпусных конструкций идет  сразу с необходимой внутренней начинкой, крупными фрагментами, которые потом состыковываются в сборочном эллинге.  Построить такие корабли в России могут и "Севмаш", и верфи Петербурга, и "Янтарь" - у ОСК производственных мощностей хватит, тем более, что собирать кормовой модуль "Мистраля" петербургским кораблестроителям уже доводилось.
 Словом, если уж каламбурить по поводу имен наших героев, то "Мистраль" не только породил "Лавину", но и при встрече в боевой обстановке, скорее всего будет очень быстро смыт с поверхности моря "Прибоями". Жаль только, что  ждать ввода в строй головных кораблей перспективных проектов нам придется три года...
 
Рейтинг: +5 841 просмотр
Комментарии (11)
Марина Заварзина # 2 февраля 2017 в 00:13 +2
А нужны ли они нам? Лично я не вижу смысла в подобных кораблях.
Спасибо за публикацию!
Neihardt # 2 февраля 2017 в 00:26 +2

Строго говоря - не совсем, чертяки рогатые.:)))
Десант по-русски выглядит так:

Но раз уж проект есть, наверное, они все-таки будут.
Марина Заварзина # 2 февраля 2017 в 00:34 +2
Ну, им наверху виднее... Это я про тех, кто проект делал и утверждал.
Neihardt # 2 февраля 2017 в 00:41 +2
Я тоже считаю, что один Кузя полезнее, чем пять Мистралей. :))) А толку?
Роги-то каковы, да? Это выносы паровых катапульт. В данном случае - НАТОвец, в стиле - "во сне увидишь - не проснешься".
Марина Заварзина # 2 февраля 2017 в 00:45 +2
Да уж, страшная "коза рогатая"... Дай Бог, чтобы все его современные наворочки использовались исключительно для учебных целей.
Neihardt # 2 февраля 2017 в 00:49 +2
Марина Заварзина # 2 февраля 2017 в 00:53 +2
Угу... Было бы смешно, если бы не было так грустно. Разительный контраст между указанными датами.
Alexander Ivanov # 2 февраля 2017 в 10:09 +2
Очень интересная и информационная работа! Спасибо!
Neihardt # 2 февраля 2017 в 14:45 +1
Спасибо. Это статья для военно-аналитического журнала "Арсенал"
Дмитрий Криушов # 3 февраля 2017 в 00:34 +1
Здравствуйте! Да, давно я не был у Вас в гостях.... Сейчас вот заглянул, почитал, и мне стало грустно. Да-да, именно "грустно", хотя читалось не без интереса. "Грустно" же потому, что я вспомнил детство и юность. Те самые времена, когда за разглашение подобной информации сажали "с прицепом", зато... ах, насколько же было полно манящих тайн то времечко! Ведь чего только в тогдашнем закрытом Свердловске и его окрестностях не делали! Да, все знали, что "там-то" штампуют ракеты, "там-то" - колдуют с "кузькиной матерью", "там" - делают начинку для "едрени фени", а "вон там" - "химичат и биологичат", но туда ходить совсем уж не надо - себе дороже. И оттого наша вера в несокрушимость наших ВС была даже крепче, чем у Папы римского - в Господа Бога.
Так вот: тогда она была, эта заветная тайна, а сейчас что? Никакой же романтики. Следовательно, и особой надежды в несокрушимость - никакой. Нет уж, надо заново всё строго засекретить, и тогда нам "Мистрали" будут даром поставлять, лишь бы хоть немного, но знать о их потенциальных ТТХ)))
Искренне Ваш - Д.К. 30
Neihardt # 3 февраля 2017 в 09:00 0
"Грустно" же потому, что я вспомнил детство и юность. Те самые времена, когда за разглашение подобной информации сажали "с прицепом"
Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/history/kak-mistral-lavinu-porodil.html

Дмитрий, спасибо за отзыв.
"Шьете" мне шпионаж в пользу НАТО и разглашение гостайны? Ну, Ну... :))))
Вы особо не комплексуйте, тот, кто дважды в год проходит такие проверки, какие я прохожу, знает, о чем можно писать в открытых источниках, а о чем нельзя. Ваше детство и юность недалеко ушли по времени от моих.