ГлавнаяСтихиСвободные формыВерлибр → Химера Декаданса

Химера Декаданса

30 марта 2024 - камерный театр
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
 
...Мы по комнатам движемся, странные.
Бесподобен таинственный почерк
Беспричинности двойственной личности.
Мы впадаем в депрессию к ночи —
В самый сумрачный сгусток мистичности.
Через край проливаются чувства,
В каждой фразе и ноте — истерики.
Но ведь мы — часть эпохи искусства,
Декаденты, душой — эзотерики.
Непохожие эксперименты
Вне развития и обновления,
Отщепенцы веков, элементы
Извращённого мировоззрения.*
 
 
***
 
 
Над городом свисала гарь попоной.
Полынь чадила ядом густо в хламе.
Держал засовами, гнул тупиками,
царапал багровеющую глотку полис.
Запыхав эхом выжженной изнанки,
ýрбан* накинул граффити на плечи,
явь затянул в своё пространство,
энтропи́ю* потребовал на ужин...
А ссаженные маски кровоточáт
и слепком носят на ладони свечи
за хилым спектром пламени пророчат.
И нет спасения от звуков,
однажды сердце ранивших —
кончерто гроссо* —
для тайны сокровенной кто-то нужен.
 
***
 
В угаре чуял одержимость Мастер,
азартом вздора всуе наслаждался.
Он стал сообщником безумия,
он был художником сеанса,
похожего на жухлый ветер Бытия
«за исключением».
Мираж, рассохшийся рабом наития,
в плоть мысли облекал,
играя, в жертву превращался
скольженьем мезальянса.
 
«Скорей к холсту,
иначе окончательно с ума сойду,
в плену у цепкого воображения!»

Ей посвящённый образ
не был превращён в картину.
Палитра чёрным цветом неба поглощалась.
Рутиной!
Врозь!
Под слоем призрачных аллюзий сжалась...
Дрожал от беспокойства взгляд с портрета.
Кутёж огня, спускаясь по рукам маэстро,
срывался снова в кисть извива,
скользил штрихами торопливо.
А взор невинный жёг не сердце,
но насквозь...
Стонали чувства-звери, хохотали тени...
Он встал пред ликом на колени...
— Мой плод запретный! —
закричал безумец. —
Я не на грани, я уже за ней!
Опять, как только ближе к смерти стану этой ночью,
пойму, что всё пустое, — в клочья!
Пренебрежение —
в сыром тумане настоящего,
а в будущем — забвение.
Таких эмоций щедрость напрочь разъедает душу.
Не изменить черты, я зря старался...
Теперь ничей...
И мир порушен...
 
За холст рванул!
 
 
Вдруг побуждение исчезло...
живинка с чувством меры растворилась...

Опомнился Художник, осмотрелся,
и место осознал,
где находился...
Исправить череду тревог успел,
но гнёт обмана чувств не исчезал.
Что окрыляло Мастера,
полётом возвышало,
то перестало утешать,
но привнесло печаль...
 
За дверью — отрешённость...
Опустевший город...
Ни фонарей, ни бликов по стеклу...
 
 
«Но кто-то смотрит,
кто-то наблюдает
за мной из чёрного окна,
я это ощущаю!
И та, взирающая, знает,
что хочу...»
 
***
 
Закат огарком на погосте стих...
Испа́риной октябрь бросил...
За темнотой разбитых снов —
Созвездие Весов.
Их безразличие, обман без слов,
блеск поздней молнии на миг
застиг
намёк на Вечности визиты...
 
Пылает Осень
сквозь приют гранита...

 
 
 
 

 
*У́рбан (от лат. urbanus — «живущий в городе, городской») — здесь: неформал, а значение: совокупность городских субкультур, а ещё точнее — уличных;
*Энтропи́я (от др.-греч. ἐν «в» + τροπή «обращение; превращение») — синонимы:  изменение, противоречие, несовпадение, разлад$
*Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, букв. – большой концерт) — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей.
 
 
 

© Copyright: камерный театр, 2024

Регистрационный номер №0527578

от 30 марта 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0527578 выдан для произведения:
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
 
...Мы по комнатам движемся, странные.
Бесподобен таинственный почерк
Беспричинности двойственной личности.
Мы впадаем в депрессию к ночи —
В самый сумрачный сгусток мистичности.
Через край проливаются чувства,
В каждой фразе и ноте — истерики.
Но ведь мы — часть эпохи искусства,
Декаденты, душой — эзотерики.
Непохожие эксперименты
Вне развития и обновления,
Отщепенцы веков, элементы
Извращённого мировоззрения.*
 
 
***
 
 
Над городом свисала гарь попоной.
Полынь чадила ядом густо в хламе.
Держал засовами, гнул тупиками,
царапал багровеющую глотку полис.
Запыхав эхом выжженной изнанки,
ýрбан* накинул граффити на плечи,
явь затянул в своё пространство,
энтропи́ю* потребовал на ужин...
А ссаженные маски кровоточáт
и слепком носят на ладони свечи
за хилым спектром пламени пророчат.
И нет спасения от звуков,
однажды сердце ранивших —
кончерто гроссо* —
для тайны сокровенной кто-то нужен.
 
***
 
В угаре чуял одержимость Мастер,
азартом вздора в суе наслаждался.
Он стал сообщником безумия,
он был художником сеанса,
похожего на жухлый ветер Бытия
«за исключением».
Мираж, рассохшийся рабом наития,
в плоть мысли облекал,
играя, в жертву превращался
скольженьем мезальянса.
 
«Скорей к холсту,
иначе окончательно с ума сойду,
в плену у цепкого воображения!»

Ей посвящённый образ
не был превращён в картину.
Палитра чёрным цветом неба поглощалась.
Рутиной!
Врозь!
Под слоем призрачных аллюзий сжалась...
Дрожал от беспокойства взгляд с портрета.
Кутёж огня, спускаясь по рукам маэстро,
срывался снова в кисть извива,
скользил штрихами торопливо.
А взор невинный жёг не сердце,
но насквозь...
Стонали чувства-звери, хохотали тени...
Он встал пред ликом на колени...
— Мой плод запретный! —
закричал безумец. —
Я не на грани, я уже за ней!
Опять, как только ближе к смерти стану этой ночью,
пойму, что всё пустое, — в клочья!
Пренебрежение —
в сыром тумане настоящего,
а в будущем — забвение.
Таких эмоций щедрость напрочь разъедает душу.
Не изменить черты, я зря старался...
Теперь ничей...
И мир порушен...
 
За холст рванул!
 
 
Вдруг побуждение исчезло...
живинка с чувством меры растворилась...

Опомился Художник, осмотрелся,
и место осознал...
Исправить череду тревог успел,
но гнёт обмана чувств не исчезал.
Что окрыляло Мастера,
полётом возвышало,
то перестало утешать,
но привнесло печаль...
 
За дверью — отрешённость...
Опустевший город...
Ни фонарей, ни бликов по стеклу...
 
 
«Но кто-то смотрит,
кто-то наблюдает
за мной из чёрного окна,
я это ощущаю!
И та, взирающая, знает,
что хочу...»
 
***
 
Закат огарком на погосте стих...
Испа́риной октябрь бросил...
За темнотой разбитых снов —
Созвездие Весов.
Их безразличие, обман без слов,
блеск поздней молнии на миг
застиг
намёк на Вечности визиты...
 
Пылает Осень
сквозь приют гранита...

 
 
 
 

 
*Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, букв. – большой концерт) — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей;
*энтропи́я (от др.-греч. ἐν «в» + τροπή «обращение; превращение») — синонимы:  изменение, противоречие, несовпадение, разлад.
 
 
 
 
 
Рейтинг: +5 101 просмотр
Комментарии (8)
Сергей Шевцов # 30 марта 2024 в 09:20 +2
Чувство нельзя потрогать руками, но его можно ощутить сердцем.
камерный театр # 30 марта 2024 в 09:39 +2
Несомненно!
Будь ты хоть декадент, хоть уверенный в себе христианин... Кстати, язычество иных декадентов — явление поверхностное ))))
Александр Надежный # 30 марта 2024 в 10:33 +2
А вот сегодня, Валерий, ощущения от прочтения совсем иные. Или это изменения Ваши по тексту повлияли, или время дня - утро, но в этот раз у меня сложилась ассоциация с тем, что мог испытывать художник Врубель, создавая свои картины, исполненные какого-то мистического, разрушительного, демонического начала... Так себе и представил его, стремящегося к холсту запечатлеть те наваждения, которые его захватили, и его возбуждение, и кульминационный взлет, и отрезвляющее падение, очарование и разочарование одновременно, эмоциональное опустошение, депрессия, и снова наваждение... Вы же помните его картины, которые без таких душевных мук и эмоциональных качелей просто не создать даже талантливому мастеру. Тут нужна особая гениальность, граничащая с саморазрушением...
Понравилось!
best-1
камерный театр # 30 марта 2024 в 15:03 +2
Тут «всё причём» — и мудрость утра, и внесённые изменения по тексту, плюс я отсёк кусок солидный из «сгустка» слов и выражений. Между прочим, именно они мешали, если можно так выразиться, и даже как-то портили стих, потому и навели Вас на мысль, будто была написана пародия... и я насторожился... Чтоб я! на Леськин стих! да чтоб пародию?! — вот уж нет уж!
Но как украсили Вы мой день сегодняшний своим комментарием, блистательным отзывом с невероятным соотношением, когда установили творческую параллель путём учёта признаков, когда составили и приблизили вдохновения Великого Врубеля (конечно же, я помню его картины! я видел их в Галерее!) с моим стихотворным образом Художника — такие аналогии дорогого стоят!
И — да, не всегда умиротворённые пейзажи или красивые лица, выбранные для портрета, подают вдохновляющие идеи, озаряют, порой одержимость может проявиться от неблагоприятных моментов и тогда порыв станет мучительным, а полёт тяжёлым... но, всё-таки, это будет полётом духа!
Маргарита Тодорова # 1 апреля 2024 в 11:51 +2
Разорванное молнией октябрьской, темнеющего неба полотно, в портрет, не превращённый образ... Мастер, разбуженный и сброшенный в реальность, в чадящие миазмы жижи городской.
Валера, за "эмоций щедрость" live1
камерный театр # 1 апреля 2024 в 12:16 +2
Натура такая у Художника была (отчасти, моя заслуга))), он замечал подвохи, он видел и отмечал в кругозоре своём чаще те аспекты, что совпадали с его внутренним восприятием окружающей близкости (такое вот согласие с самим собой, такая вот гармония, скажем так), он наблюдал драму жизни, она волновала его, не давала покоя... Мастер хотел исправить хотя бы что-то!
cvety-rozy-17

п.с.
Отчего Химера? А потому, что в переносном смысле — необоснованная, несбыточная идея.
Годунова Катерина # 5 апреля 2024 в 07:32 +2
Мне ваша осень по душе! Чувственно! live1
камерный театр # 5 апреля 2024 в 07:37 +1
И мне по душе! Я даже люблю её, обожаю!
cvety-rozy-17