Владимир Савончик → Комментарии
0

Фёдоров Фёдор Фёдорович

Родился 23 января 1920 года в посёлке Лозовая ныне Харьковской области Украины.
В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году с отличием окончил Сталинградское военное авиационное училище. На фронте в Великую Отечественную войну.
К январю 1943 года совершил сто семьдесят успешных боевых вылетов. 8 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Фёдорову Фёдору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1947 года майор Фёдоров — в запасе, а затем в отставке. Жил в Минске. Скончался 25 марта 2004 года.
0

Столяров Николай Иванович

Родился в местечке Кричев Чериковского уезда Могилёвской губернии (ныне город Могилёвской области). Русский.
С детства жил в Ленинграде. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал судовым сборщиком.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 окончил Чугуевское военное авиационное училище. В действующей армии в период Великой Отечественной войны с начала боевых действий.
В ходе Сталинградской битвы совершил 127 боевых вылетов, провёл 38 воздушных боёв. Лично сбил 6, в группе – ещё 4 самолёта противника. Эскадрилья лейтенанта Столярова приняла участие в 39 воздушных боях, не потеряв ни одного самолёта.
В 1960 году уволился в запас в звании полковника. Жил в городе Троицк Челябинской области.
Умер 14 августа 1985 года. Похоронен в городе Троицк.
0

Смирнов Виктор Петрович

Родился в 1921 году в Москве. В 1939 году он был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году Смирнов окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К октябрю 1942 года старшина Виктор Смирнов был лётчиком 629-го истребительного авиаполка 102-й истребительной авиадивизии войск ПВО. За время своего участия в Сталинградской битве он совершил 129 боевых вылетов, принял участие в 37 воздушных боях, сбив 6 вражеских самолётов. 2 октября 1942 года, израсходовав в воздушном бою все боеприпасы, тараном сбил вражеский истребитель, при этом сам погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старшина Виктор Смирнов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён двумя орденами Ленина.
0

Кочетов Александр Васильевич

Родился 8 марта 1919 года в городе Алатырь (по другим данным - в селе Кувакино Алатырьского района) ныне Чувашской Республики. Окончил 8 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) железнодорожного транспорта. Работал помощником машиниста паровозного депо, учился в аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии, по комсомольской путёвке направлен в Энгельсское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в мае 1940 года. Служил в составе частей ВВС Киевского особого военного округа.
С 22 июня 1941 года сержант А. В. Кочетов на фронтах Великой Отечественной войны. По 28 августа 1941 года воевал в составе неустановленной авиационной части ВВС Юго-Западного фронта (выполнил 83 боевых вылета). С 10 августа по 25 октября 1942 года сражался в составе 629-го ИАП (102-я ИАД ПВО) на Сталинградском фронте, летал на И-16 и Як-1. С 17 апреля 1943 года - командир звена 43-го ИАП на Северо-Кавказком фронте. 3 июня 1943 года лёгко ранен в ногу. С 1 сентября 1943 года сражался на Южном фронте. Летал на Як-7, Як-1 и Як-9.
К середине октября 1943 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) старший лейтенант А. В. Кочетов совершил 262 боевых вылета, в 67 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 9 самолётов противника (в наградном листе говорится о 19 личных и 3 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1310).
С 22 июня 1944 года воевал на З-м Белорусском фронте, с 21 ноября 1944 года - на 1-м Белорусском. 20 декабря 1944 года лётчику вручён именной самолёт Як-9, построенный на средства земляка, председателя колхоза "Марс" Яльчикского района Абдула Гаязова (который перечислил в фонд обороны 110 тысяч рублей) с надписью на борту - "От колхозника Гаязова А. Г."
К маю 1945 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. В. Кочетов совершил 488 боевых вылетов, провёл более 120 воздушных боёв, в которых сбил лично 20 и в составе группы 11 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1947 года - в запасе. Вернулся на родину, работал заместителем начальника Алатырской школы паровозных машинистов, затем командиром звена Алатырского филиала аэроклуба ДОСААФ. В 1955 году призван во Внутренние войска МВД СССР. В 1960 году майор А. В. Кочетов уволен в запас. Жил и работал в Чебоксары. В 1961 году окончил Чувашский педагогический институт. В 1969-1979 гг. возглавлял Чебоксарский стрелково-спортивный клуб. Умер 31 января 1994 года.
Награждён орденами: Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (17.06.1943, 17.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942, 15.08.1943, 11.03.1985); медалями.
0

Евсеев Евгений Архипович

Родился 19 февраля 1919 года в городе Борисоглебске (ныне — Воронежская область). В 1935 году окончил техникум механизации сельского хозяйства, после чего работал в механической мастерской. В 1939 году Евсеев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в Сталинградской битве.
К декабрю 1942 года лейтенант Евгений Евсеев был лётчиком 629-го истребительного авиаполка 102-й истребительной авиадивизии Войск ПВО. К тому времени он совершил 152 боевых вылета, принял участие в 37 воздушных боях, сбив 6 самолётов противника лично и ещё 1 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Евгений Евсеев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 835.
В 1946 году в звании майора Евсеев был уволен в запас. Проживал в Москве, работал пилотом «Аэрофлота». Скончался 25 августа 1997 года, похоронен на кладбище «Ракитки» в Москве.
Почётный гражданин Борисоглебска. Был награждён двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени и «Знак Почёта», рядом медалей.
0

Бурназян Сергей Авдеевич

Родился в 28 мая 1918 году в станице Великокняжеской (ныне город Пролетарск Ростовской области) по другой версии в Ереване[7].Через некоторое время после его рождения семья переехала в город Херсон, где Сергей Бурназян, окончив 9 классов средней школы, работал на Херсонском металлообрабатывающем заводе.
В 1938 году был призван в ряды Красной Армии, по распоряжению был отправлен на обучение в Херсонскую авиационную школу Осоавиахима, окончив которую в 1940 году, продолжая службу в ней же лётчиком-инструктором, вступил в ВКП(б)/КПСС.
С 1942 года Сергей Бурназян — на полях сражений Великой Отечественной войны в звании лейтенанта
В январе 1942 года молодой лейтенант был командирован для дальнейшего прохождения службы на Воронежский фронт в состав 629-го истребительного авиаполка войск ПВО страны, которым командовал майор В. С. Ежов. Одарённый и опытный лётчик, заместитель командира и парторг 2-й эскадрильи летая на истребителе И-16 одержав свою первую воздушную победу на Воронежском фронте в марте 1942 года прослыл непобедимым воздушным бойцом. С первых дней нахождения на полях сражений в воздушных боях лейтенант Бурназян проявил храбрость, героизм и отменную воинскую смекалку. Особо отличился молодой лейтенант в битве за Сталинград, так 7 сентября 1942 года патрулируя небо над Сталинградом в районе Городище, звено обнаружило группу бомбардировщиков из 12 Ju-88, идущих под прикрытием 8 истребителей Ме-109. Ведущий лейтенант С. А. Бурназян решил не допустить противника к объекту и, несмотря на многократное превосходство врага, стремительно ринулся в лобовую атаку. Разбив строй бомбардировщиков, умело маневрируя и искусно используя огонь пулемётов и реактивных снарядов, Бурназян вместе со своим ведомым сбил 2 бомбардировщика.
Остальные самолёты, сбросив бомбы вне объекта, со снижением поспешили уйти на запад. Восьмёрка Ме-109, вынырнув из облаков, атаковала наше звено, но, потеряв сразу же один самолёт, скрылась в облаках. Так дерзкой лобовой атакой, искусным манёвром и умелым использованием вооружения звено лейтенанта С. А. Бурназяна не только не допустило врага к обороняемому объекту, но и нанесло поражение численно превосходящему противнику. Уже на следующий день Сергей Бурназян увеличил свой боевой счёт. Так в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», на странице 147, есть такая запись:
В октябре 1942 года лейтенант Бурназян был переведён в 866-й истребительный авиационный полк 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Юго-Западного фронта. В новом для молодого лейтенанта полку руководимым майором С. Кузиным Бурназян летал уже на истребителе Як-7Б. В 1943 году полк в числе других армейских подразделений вступил в операцию по разгрому немецко-фашистских захватчиков в районе города Сталинград. Тогда в воздушных боях отличились многие лётчики. В их числе был и Сергей Бурназян. Однажды семёрка Як-7Б, ведомая старшим лейтенантом Бурназяном, вылетела на сопровождение штурмовиков. В районе цели она встретила около 20 вражеских истребителей Ме-109, пытавшихся атаковать наши самолёты. Однако все их атаки были отбиты. Искусно маневрируя, не давая возможности вражеским лётчикам вести прицельный огонь, старший лейтенант С. Бурназян сбил двух «Мессеров».
Только за 3 месяца боёв за Сталинград Сергей Бурназян сбил 7 вражеских самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени. Всего же, менее чем за полгода боёв, командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка старший лейтенант С. А. Бурназян выполнил 224 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 22 и в группе с товарищами 2 самолёта противника.
15 апреля 1943 года отважный лётчик пытаясь спасти вверенный ему самолет трагически погиб при бомбёжке эшелона противником во время перебазирования части(по другим данным погиб либо в воздушном бою, либо в авиакатастрофе при переучивании на новую технику).
Указом Президиума Верховного совета СССР от 2 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Бурназяну Сергею Авдеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
0

Ткебучава Александр Давидович

Родился в 1911 г. в селе Старая Абата в семье крестьянина-бедняка. Его родители умерли очень рано, когда он еще был ребенком. Воспитывался у родственников. Окончил зоотехникум и работал по специальности в г. Абаша. Заочно окончил 4 курса Тбилисского университета, писал стихи. Решив стать военным, 01.11.35 г. поступил в пехотное отделение Тбилисского военного училища. После его окончания в июне 1938 г. назначен командиром пулеметного взвода 194 стр. полка 60 сд Киевского ОВО.
В ноябре 1938 г. поступил во 2-е Чкаловское военное авиаучилище. Присягу принял 23.02.39 г. По окончании училища 31.03.40 г. направлен в состав 53 дбап. Участник советско-финляндской войны. Награжден медалью "За отвагу".
В 1940 г. переведен в состав 2 окаэ КОВО, присвоено звание ст. лейтенант.
Служил штурманом в составе 48 ораэ.
19.01.44 г. назначен штурманом группы лидеров 9 перегоночного ап.
В феврале 1944 г. старший лейтенант Ткебучава А.Д. в качестве штурмана экипажа "Бостона", ведомого гв. майором Екимовым А.И., совершал лидирование 10 самолетов "Аэрокобра". Вылетев из Свердловска, летчики ожидали тех погодных условий, что обещала сводка начальника метеослужбы. Вместо летной погоды над Казанью бушевал циклон, принесший с собой после трескучих морозов снег с изморозью и плотную многокилометровую облачность. Это явилось причиной обледенения самолетов, не способных далее совершать полет.
Покрывшись ледяной мощной коркой, не выдерживающие такого веса и не имевшие антиобледенительной системы непрочные самолеты начали падать на землю. При этом, некоторые из них разваливались на куски еще в воздухе.
Продолжить полет удалось лишь двум летчикам - лейтенантам В.Смирнову и Г.Иванову.
Двое летчиков пострадали при попытке спастись: единственному летчику В.Корневу удалось выпрыгнуть с парашютом, но он получил переломы ног и был отправлен в госпиталь. Самолет В.Кириченко упал в снег, летчик получил ранение и был доставлен в госпиталь.
Экипаж "Бостона" потерпел катастрофу. Это произошло 11 февраля 1944 г. вблизи деревеньки Тюбяк-Чекурча.
0

Пашков Александр Яковлевич

Родился 13.08.1915 г. на Украине в г. Мариуполе. В Красной Армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу. С 08.06.39 г. - летчик-инструктор Качинской авиашколы, с 1941 г. - командир звена, пилот-инструктор Краснодарской авиашколы.
С 14.02.42 г. - в составе 19 зап (г. Новосибирск). В феврале-марте 1943 г. обучался на окружных курсах командиров звеньев СибВО, по окончании которых продолжил службу в 19 зап в качестве командира звена, летчика-инструктора.
15.04.43 г. А.Я.Пашкову присвоено звание ст. лейтенант.
11.02.44 г. в составе летчиков-перегонщиков 9 пап СибВО участвовал в перегоне самолетов "Аэрокобра", которые вел летчик-лидер гв. майор А.И.Екимов с экипажем самолета «А-20-Ж».
Начальник перелета округа полковник Колобко, получив искаженный метеопрогноз и не дожидаясь его проверки, несмотря на отсутствие точных данных о погоде на маршруте и предупреждение нелетной погоды в Казани, своим решением выпускает самолеты в полет, отправляя две эскадрильи на верную гибель – АЭ 9 перегоночного полка и 17-ю перегоночную эскадрилью ВМФ. Ст. лейтенант А.Пашков вел группу из 5 самолетов.
Подлетая к Арску, в 50-60 км от Казани, летчики оказались во власти многокилометровой облачности и густого тумана. Из-за отсутствия связи между самолетом-лидером и аэродромом Кольцово г. Свердловска, радист сержант Крюков не смог получить сигнал о возвращении назад и передать его «Аэрокобрам». Строй самолетов рассыпался, и летчики продолжали путь поодиночке. Не обученные к слепым полетам, они теряли пространственную ориентацию к горизонту и падали.
Кроме того, мокрый снег и внезапная оттепель после сильных морозов вызвали обледенение самолетов. Фюзеляжи покрывались ледяной коркой. Некоторые самолеты не выдерживали такой нагрузки и еще в небе разваливались на куски.
Самолет ст. лейтенанта А.Я.Пашкова разбился возле деревеньки Чепчуги Арского района.
0

Лобинцев Дмитрий Яковлевич

Родился 24.02.1915 г. в г. Курске. После учебы был оставлен в Бирмской ВАШП командиром звена. Кандидат в члены ВКП(б). В Красной Армии с 1939 года.
11.02.44 г. участвовал в перегоне самолетов "Аэрокобра",лидируемых экипажем "Бостона"А-20-Ж во главе с командиром - ст. летчиком-лидером гв. майором А.И.Екимовым. В 9:30 утра из г. Свердловска самолет лейтенанта Лобинцева вместе с группой из 21 самолета вылетел на Казань. При подлете к пгт Арск группа попала в устойчивый до земли туман, выбраться из которого летчики не смогли по причине необученности к слепым полетам. Принять сигнал о возвращении группы назад летчики не смогли: в самолете-лидере отсутствовала двухсторонняя связь с пунктом вылета. Низкая облачность прижала летчика к земле и вынудила его лететь на бреющем полете. При попытке совершить аварийную посадку лейтенант Лобинцев принял смерть от ручки управления после удара о землю.
0

Крюков Павел Иванович

Родился 02.03.1923 г. в г. Кемерово Новосибирской области в семье крестьянина-бедняка. После окончания школы поступил в Новосибирскую летную школу, и в 1940 г. был направлен в Омскую летную школу. После ее окончания сержант П.И.Крюков ушел на фронт.
Павел всегда отличался примерностью и был человеком обязательным. Письма с фронта семья получала от него регулярно. Постоянно проявлял заботу о больном отце, матери и младшем брате с сестрой. Незадолго до гибели, 8 ноября 1943 г., был поощрен отпуском и смог навестить родных.
В феврале 1944 г. сержант Крюков выполнял служебное задание по перегону американской авиатехники. Стрелок-радист входил в состав экипажа "Бостон А-20-Ж", лидировавшего авиаэскадрилью из 11 самолетов "Аэрокобра" 9 перегоночного полка СибВО. Бомбардировщик вел старший летчик-лидер гв. майор А.И.Екимов.
11.02.44 г. эскадрилья вылетала из Свердловска. Донесение о погоде, полученное от начальника метеослужбы округа, было искажено и требовало уточнения, ибо над Казанью царила густая и плотная облачность, отменявшая полет при таких условиях. Однако, начальник перелета ВВС УрВО полковник Коробко не стал дожидаться уточнения прогноза и отмены тревожных сигналов, собственным решением выпустил 21 самолет на маршрут. Две эскадрильи перегонщиков, 9 пап и ВМФ, возглавляемые лидером-бомбардировщиком, очень скоро попали в густой, до земли, туман. По причине отсутствия радиосвязи между бомбардировщиком и аэродромом вылета, сигналы о возвращении назад лидер не смог принять. Группы продолжали полет вслепую. Не обученные таким полетам, самолеты рассыпались в тумане и поодиночке пробирались к Казани или возвращались назад. Кроме того, в небе Татарии их застигла морось после крещенских морозов. Фюзеляжи у непрочных американских самолетов стали обрастать ледяным наростом и некоторые из них начали разваливаться на куски. Остальные, кружась, и не имея возможности произвести посадку, падали на землю, как топор.
0

Ковалёв Борис Александрович

Родился 17.07.1918 г. на Украине, в поселке Успенка Ворошиловградской области. В Красную Армию призван Ворошиловградским ОВК в декабре 1937 г. Кандидат ВКП(б). Окончил рабфак в 1937 г. Был женат. Имел дочь Наталью.
25.12.37 г. поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу. После ее окончания с декабря 1938 г. служил в составе 22 тбап. С апреля 1940 г. - начальник химслужбы аэ. С февраля 1941 г. - летчик-инструктор Бирмской авиашколы.
18.03.43 г. присвоено звание лейтенант.
19.01.44 г. направлен в состав 9 пап, исполнял должность командира аэ.
11.02.44 г. лейтенант Ковалев принял командование группой, совершавшей перегон самолетов из г. Свердловска. Лидировал группы самолет "Бостон А-20-Ж", пилотируемый старшим летчиком-лидером гв. майором А.И.Екимовым.
Начальник отдела перелетов округа полковник Коробко, получив искаженный метеопрогноз и не дожидаясь его проверки, поспешно информирует командиров групп без синоптической карты и выпускает группу лейтенанта Ковалева. Вместе с ними перегон совершали летчики морской авиации, всего вышел в рейс 21 самолет.
Через час наземные рации аэродромов Кольцово и Казани передали приказание о возвращении самолетов обратно, поскольку в районе столицы Татарии стояла густая многокилометровая облачность со стелющимися до земли туманами. Группы, не приняв сигнал возвращения, продолжали полет.
При подлете к Арску, эскадрильи оказались в западне: кроме мощной облачности, в Татарии царила оттепель с изморозью при стоявших крещенских морозах. Это вызвало быстрый нарост льда на фюзеляжах самолетов. Попав в зону обледенения, техника не выдерживала веса и теряла управление. Вынужденный вести самолет на бреющем полете, лейтенант Ковалев зацепился за столб, вмерзший в реку Волгу, и разбился.
Его катастрофу наблюдал лейтенант В.Смирнов - один из четырех оставшихся в живых летчиков из всей эскадрильи. Лейтенант Г.Иванов также избежал катастрофы. Мл. лейтенант Виктор Корнев потерпел аварию и с переломами ног был доставлен в Казанский госпиталь. Ст. лейтенант Василий Кириченко совершил вынужденную посадку и при падении получил травмы головы. Благодаря помощи местных жителей, он был извлечен из самолета и доставлен в госпиталь.
Экипаж лидера "Бостона" упал одним из первых и разбился вблизи деревеньки Тюбяк-Чекурча Арского района.
Лейтенант Борис Ковалев разбился под Казанью.
0

Ермаков Михаил Александрович

Родился 05.11.1917 года в д. Маркидоновка Куединского района Молотовской (ныне Пермской) области. Гражданская специальность - техник-строитель. В Красной Армии с 1939 г.
11 февраля 1944 г. в составе эскадрильи 9 пап совершал перегон самолетов по маршруту Красноярск-Иваново.
Попав в устойчивый до земли туман и не долетев до аэродрома г. Казани 60 км, почти все пилоты не смогли завершить полет.
Трагедия, произошедшая на трассе, унесла жизни 16 летчиков - эскадрилью 9 пап и 17 паэ 2 гиап ВМФ СФ.
Михаил Ермаков оставался последним среди них, кто продолжил полет почти до Чебоксар - столицы Чувашии. Ввиду выхода из строя рации ни один из командиров групп или экипажей-лидеров не смог принять команду о возвращении на свой аэродром.
Причиной гибели летчиков стал ошибочный метеопрогноз, выданный на маршрут. В тот роковой день погода выдалась нелетная: морось, метель,сильный туман. Облачность сливалась с туманом до самой земли. Летчики вынуждены были лететь на бреющем полете. Кроме того, слепой полет усложняло обледенение самолетов, вызванное сильно переохлажденными и влажными облаками. Не выдерживая веса нарости, самолеты кружили и не могли произвести посадки.
В 14.55 мск. времени, в 1-м км севернее д. Имбюрти, 12 км восточнее г. Цивильск ЧАССР произошла катастрофа самолета Р-39Q-5 (42-20481). При тумане и видимости не более 500 м самолет врезался в лес, ударился правой плоскостью в дерево на большой скорости с последующим ударом в землю под углом 60 градусов. При ударе произошел взрыв баков. Остатки самолета разнесены в направлении удара на 50 метров.
Срезая вековые дубы, самолет лейтенанта Ермакова вошел в землю на глубину 1,5 метра. Тело летчика разорвано на части. Фрагменты тела обнаружены в радиусе 2 метров от эпицентра взрыва.
В 1979 г. учащимися Второтойзинской 8-летней школы в ходе поиска были найдены родственники лейтенанта Ермакова. Среди приезжих гостей был друг Михаила, чудом спасшийся в том судьбоносном перелете - летчик Владимир Смирнов. Ему и лейтенанту Геннадию Иванову удалось вернуться в Свердловск невредимыми.
Летчик Виктор Корнев также остался жив, хотя при падении ему перебило ноги. Летчика увезли в госпиталь.
Ст. лейтенант Василий Кириченко произвел посадку самолета с аварией, был ранен. После оказания сельчанами первой помощи был отправлен в госпиталь.
Возвратились живыми на свой аэродром Кольцово (Свердловск) летчики из 17 паэ 2 гиап ВМФ:
Гвардии капитан Сухомлин - командир группы, едва попавший в туман и тут же давший команду своим ведомым возвращаться назад. Благодаря его четкой команде и руководству, остались живы летчики гв. капитан Абышев и гв. лейтенант Романов, которые произвели посадку на запасном аэродроме Янаул. Вместе с ними благополучно завершил полет экипаж-лидер Пе-3 Военно-морского авиационного училища: капитан Акулин, лейтенант Савосин и сержант Черкасов.
0

Екимов Арсений Иванович

Родился в 1908 году в п. Чермоз Молотовской (ныне Пермской) области в семье рабочего - его отец работал на Чермозском металлургическом заводе. Русский. Член ВКПб. В 1932 г. окончил Нижне-Тагильский горный техникум им. Черепанова. После окончания техникума Нижне-Тагильским РВК был призван в ряды Красной Армии. Решив связать свою судьбу с авиацией, Арсений Иванович поступает в Чкаловское (позднее Оренбургское) авиационное училище и в 1935 г. оканчивает его. Проходить дальнейшую службу офицера Екимова А.И. отправляют в г. Витебск, в 43-й ближне-бомбардировочный авиаполк (переименован в 13 гв. бап).
Участник советско-финляндской войны 1939 г. За особую храбрость, личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, гв. майор Екимов А.И. награжден орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
Февраль 1944 г. Командир авиационной эскадрильи летчиков-перегонщиков 9 перегоночного авиаполка СибВО старший летчик-лидер самолета "Бостон" гв. майор Екимов А.И. возглавляет перегон самолетов "Аэрокобра" . Полученный в г. Свердловске метеопрогноз на продолжение полета, обещал благоприятные условия для летчиков: небо ясное и чистое, без осадков. Эскадрилья перегонщиков двинулась в путь.
Но, по мере приближения к г. Казани, погода оказалась нелетной: после трескучих морозов в Татарии шел снегопад, принесший с собой оттепель и изморозь. Попав в сильно переохлажденные и влажные облака, фюзеляж самолетов стал быстро покрываться льдом, и подъемной силы для удержания машин в воздухе оказалось не достаточно. К тому же, видимость резко снизилась, и мощная облачность прижала самолеты к земле.
Вместо плавного снижения началось быстрое падение. Ввиду отсутствия прочности, боевые машины эскадрильи не могли выдержать перегрузку и становились неуправляемыми, теряя высоту.
Некоторые, не выдержав толстого слоя нарости, превышающей вес самого самолета, начинали разваливаться еще в воздухе и падать на землю. Возможности спастись с парашютом у экипажа гв. майора Екимова не было.
Судьба пожалела лишь двух летчиков, кому посчастливилось долететь до места назначения - это Геннадий Иванов и Владимир Смирнов. Частично сжалилась и над остальными двумя: летчика, мл.лейтенанта Виктора Корнева, спасшегося при прыжке с парашютом, доставили в госпиталь с переломами ног, а ст. лейтенант Василий Кириченко совершил вынужденную посадку в трехстах метрах от железнодорожного тупика близ деревни Тюбяк-Чекурча.
0

Дорофеев Анатолий Степанович

Родился 21 апреля 1917 г. в г. Тангуй Иркутской области в семье крестьянина. До войны окончил 2 курса химического техникума и работал в аэропорту г.Нижнеудинска зондонистом. В сентябре 1939 г. вступил на службу в РККА в качестве красноармейца 170-й авиабазы ДВФ.
После окончания Бирмской военной авиационной школы пилотов был оставлен в ней летчиком-инструктором и военкомом.
В 1944 г. был в составе летчиков-перегонщиков 9 пап СибВО.
11 февраля 1944 г. летная эскадрилья 9 пап в составе 10 самолетов "Аэрокобра", лидируемых бомбардировщиком "Бостон" во главе со старшим летчиком-лидером гв. майором Екимовым Арсением Ивановичем, тремя звеньями совершала перегон самолетов. Вылетая из г. Свердловска, экипажи получили благоприятный метеопрогноз на перелет, но он не оправдался: на подлете к г. Казани эскадрилья попала в зону обледенения. Ошибочный прогноз на предписанный полет, данный начальником метеостанции г. Свердловска, обрек эскадрилью на неминуемую гибель.
Экипаж "Бостона" в составе: командира - гв. майора А.И.Екимова, штурмана - ст. лейтенанта А.Д.Ткебучава, воздушного стрелка-радиста - сержанта П.И.Крюкова, старшего авиамеханика - ст. сержанта С.Н.Фомичева потерпел катастрофу. Это была первая жертва. Вслед за "Бостоном" разбились еще 7 "Аэрокобр", в числе которых был самолет старшего лейтенанта А.С.Дорофеева. В данный полет он попал незапланированно: заменил заболевшего товарища.
0

Беляев Константин Михайлович

Родился 09.05.1917 г. в деревне Большая Ильиновка Каширского р-на Московской области. 25.11.37 г. Московским ГВК призван в Красную Армию. Обучался в Военной школе летчиков и 30-й Военной авиационной школе в г. Чите Забайкальского ВО. В октябре 1939 г. школа перебазировалась в г. Батайск.
С 12.08.42 г. служил в составе 927 иап.
27.11.42 г. присвоено звание лейтенант.
11.02.44 г. в составе эскадрильи 9 пап осуществлял перегон самолетов "Аэрокобра". Группу лидировал гв.майор А.И.Екимов с экипажем самолета «А-20-Ж». С этой группой летели перегонщики авиаэскадрильи ВМФ.
Вылетев из г. Свердловска Уральского Военного округа, обе группы по цене ложного метеопрогноза, который начальник перелетов округа полковник Коробко не стал перепроверять и уточнять, попали в мощную низкую облачность, которая накрыла группу и прижала летчиков к земле.
Не приученные к слепым полетам, они теряли ориентировку, и пытались пробиться в одиночку. Из-за отсутствия радиосвязи самолета-лидера с аэродромом вылета, принять сигнал возвращения и передать его в строй «Аэрокобрам» радист «Бостона» не смог.
При подлете к Казани, попав в зону обледенения, вызванную внезапной оттепелью и моросью после лютых крещенских морозов, самолеты покрывались коркой, становились неуправляемыми и падали на землю. Самолет «Аэрокобра» лейтенанта К.М.Беляева потерпел катастрофу в 8 километрах от Казани - в деревне Кадышево. Летчик погиб.