Шмель на ладони

28 сентября 2012 - Андрей Канавщиков
article80016.jpg

 

Пчёл, шмелей и ос люди обычно боятся. Стоит только возле аппетитной, налившейся соком груши появиться элегантной жужжалке с тонкой, истинно осиной талией, как людям, находящимся возле той самой груши, да, впрочем, почему только груши – яблока, мёда или просто варенья, так вот этим людям полагается размахивать руками, судорожно вертеть головой и делать озабоченное выражение лица. Все слышали в своей жизни хотя бы один пронзительный рассказ о том, как кого-то укусили и как это больно, как тело распухает и нестерпимо болит на протяжении чуть ли не нескольких дней.

Маргарита смеялась над этими страхами и нелепицами. Её отец всегда держал ульи с пчёлами, и девочка чуть ли не с первого класса уже была его первой и надёжной помощницей. Бывало, мать даже в жаркий летний день закутывается в тысячу одёжек, парится под солнцем, а боится выставить наружу к неутомимо вьющимся по огороду пчёлам малейшую частичку открытого тела. Маргарита же пчёл решительно не боялась, спокойно загорала в их присутствии и даже в ульи заглядывала с голыми плечами в одной только сетке на голове.

Однажды к ним заявился ругаться какой-то дачник. Он, торжественно выставив вперёд свой ужаленный и покрасневший локоть, начал орать что-то о материальном и моральном ущербе. Человек постоянно вытирал свою лысину носовым платком и профессиональным голосом начальника среднего звена требовал прекратить «это безобразие»:

– Развели, так сказать, порнографию. Ни пройти мимо, ни проехать отдыхающему. На ходу пчёлы заедают. Уже хоть на улицу и не выходи, всюду эти ваши долбаные пчёлы.

Папка таких разговоров с собой не любил. За честность и трудолюбие он уже с незапамятных времён избирался депутатом сельского совета. К нему шли за житейскими советами и хозяйственными мелочами все окрестные улицы. Вопрос с мёдом тоже был давно урегулирован ежегодной бесплатной баночкой мёда всем соседям. А тут ни здравствуйте, ни до свиданья, а банальная ругань с порога. Папка поднялся из-за стола на веранде, где он перебирал чёрную смородину:

– Тебя моя пчела ужалила?

– Ужалила! Вон уже целый волдырь вырос. Какого хрена ты тут развёл беспредел, куркуль доморощенный. Мёд, блин, он, видите ли, получает. А мне чихать на твой мёд.

– Мёд ты мой не трожь. И чихать ты тоже до него не дочихаешься. А вот если укусила тебя пчела, то плати три рубля за лечение. Чего рожей-то водишь?

Лысый поперхнулся от негодования, гулко дыхнул перегаром и разразился уже отборным матом. Но папка не дал ему договорить всё, что тот хотел, и ещё раз отрезал:

– Или плати за лечение, или проваливай отсюда, пока не набежала сумма больше. Сейчас я тебя к ульям отволоку и засуну внутрь головой.

Конечно, папка говорил не совсем хорошие слова и даже наоборот – откровенно грубые. Конечно, совать головой в улей совсем незнакомого человека – занятие не из достойных депутата сельского совета. Но так уж логика их разговора сложилась. Раз не хотят по-нормальному, тут никуда не денешься, и по-волчьи завоешь, и в кузов груздем ляжешь.

Маргарита тогда всё-таки пожалела дачника. Лицо его было белое, рыхлое, нездоровое какое-то. Высказала папке:

– Может, ему и вправду очень больно сделалось, гостю-то.

– Запомни, Рита, пчёлы терпеть не могут не только резких движений, страха, но и резких запахов – алкоголя, духов. Пчела по доброй воле, сама по себе никогда не жалит, ей тоже умирать зазря неохота. А тип этот с утра, видишь, уже горючкой заправился и благоухает, как пивная бочка. Тут пчелой не надо быть, чтобы обалдеть от такого букета.

Маргарита согласно кивнула. Сама она уже давно привыкла к пчёлам и, если её жалили – это вызывало эмоций не больше, чем укус комара. С той разницей, впрочем, что комары в деревне кусали девочку, наверное, раз в тысячу чаще, чем пчёлы.

Далёкие воспоминания приятно защемили в сердце. Маргарита Михайловна давно уже не жила в деревне. Давно умер её отец. От недогляда погибли все пчелиные семьи, оставленные на соседей. И сейчас на осенней набережной маленького городка, стремящегося замаскировать свою провинциальность обилием асфальта, были только стройные ряды прямоугольных клумб да пронизывающий ветер. Серые волны иногда казались таким же подобием серого асфальта, только покрытого извилистыми рельефами скрюченной от холода воды.

Ветер рвал одежду, немилосердно трепал цветы на клумбе. Набережная была пустынной и такой же чужой, как и всё вокруг. Маргариту Михайловну только что сократили на работе ради того, чтобы под другим наименованием возродить её должность для родственницы нового начальника. Муж Маргариты Михайловны изменял ей почти в открытую. Под предлогом командировок для своего челночного бизнеса он появлялся дома редко и даже забыл про её день рождения. Вчера он вдруг явился весёлый, пахнущий духами, отслюнявил от пачки денег стодолларовую бумажку, словно это была купюра минимум в миллион, и буднично направился спать.

Наутро Маргарита Михайловна нарочно вышла к дверям провожать супруга на работу. В голове всё вертелось: вспомнит он про мой день рождения или не вспомнит. Не вспомнил. Чуть смущаясь, муж вытащил из дорожного баула пачку сигарет, презервативы и сунул себе в барсетку, загораживая презервативы сигаретами.

– Не скучай, – бросил он Маргарите Михайловне и добавил со смешком, – Не увлекайся слишком бразильскими сериалами.

«Какие сериалы?», – как-то обречённо поплелась в свою комнату Маргарита Михайловна, когда дверь закрылась и муж наконец-то ушёл. Никаких сериалов она не смотрела, а если случайно и попадала на них в своих путешествиях по телеканалам, то смотрела все эти действа механически, равнодушно, вряд ли всерьёз понимая, что же именно она видит. Так, с равным успехом она могла любоваться обоями на стенах, видом из окна стандартной квартирки в блочном доме или цветными картинками в старых журналах, которые хранились так долго, что уже могли читаться, как новые.

Сегодня Маргарита Михайловна решила пойти к реке. По привычке она оделась легко, не сообразив сразу, что лето уже доживает последние деньки. Тонкий жакетик не грел, и Маргарита Михайловна скрестила руки на груди, чтобы экономнее расходовать тепло. Ветер рвал светлые волосы и грозил повыдёргивать из тонких прядей все заколки-невидимки, только бы дозволили ему спокойно поработать. Маргарита Михайловна не раз и не два пожалела о своём самонадеянном желании прогуляться именно по продуваемой насквозь набережной, но уходить тоже не хотелось.

Стихийное начало оно вообще очень притягательно. Эти серые волны, тяжёлая пластика неба, нахохленные тополя. От этой жуткой величественности в стиле скандинавских саг и картин Константина Васильева веяло гипнотической силой, не отпускало, подавляя и подчиняя. Маргарита Михайловна вздохнула и стала размышлять, а что будет, если сейчас она погрузится вот во всё это, зайдёт в эти непроницаемые, словно из тёмного полиэтилена воды, и не выйдет оттуда. От такой сладкой мысли стало гораздо теплее, спокойнее. На волнах ей даже почудилось изображение детского лица. «Мама», – шептало ей сквозь ветер лицо её нерождённого мальчика.

Маргарита Михайловна присела на скамейку, зажмурила глаза. Снова их открыла. И вдруг на самом краю клумбы, на вымокших от ночного дождя цветах она даже не увидела, а скорее почувствовала что-то неожиданное. Маргарита Михайловна пригляделась и на одном из ярко-оранжевых бархатцев увидела шмеля, вымокшего, чёрного, маленького, похожего на длинную чёрную муху.

«Замёрз, бедный, – подумала Маргарита Михайловна. – Промок. Он даже пошевелиться от холода не может». Она подставила шмелю свою ладонь и подтолкнула бедолагу. Тот тяжело пошевелился и вцепился всеми шестью лапками в ладонь Маргариты Михайловны, такую же холодную, как и всё вокруг, но гораздо более тёплую, чем лепестки бархатца или лежащий рядом фантик от чупа-чупса.

Несколько мгновений шмель, совсем не похожий на себя обычного, такого большого, пушистого, нарядного, просто сидел на ладони, безучастно и тихо. Мокрые, слипшиеся крылышки, кажется, провисали, как сырое бельё на верёвке. Но вот шмель поочерёдно начал пошевеливать задними, средними лапками. Потёр друг о дружку передние. Чуть-чуть шагнул вперёд, замер, задумался о чём-то. Снова шагнул. Снова потёр лапки.

А потом шмель медленно стал ползать по ладони, по пальцам, видимо, в поисках более тёплого местечка, перебираясь туда, где его лапки не встречали собственного же холода собственных мокрых следов. Когда человеческое тепло отогрело лапки, шмель поднял своё брюшко и начал ритмично потирать его. Усердно, старательно. Было видно, как буквально на глазах начали проявляться маленькие белые полоски. Шмель просушивал свою шёрстку, стирал лапками остатки влаги со своего пуха и быстро увеличивался в размерах.

После того, как была приведена в порядок задняя часть тела, шмель начал сушить шёрстку за головой. Она тоже, словно на дрожжах, распрямлялась и показывала привычную бело-жёлтую расцветку. Маргарита Михайловна наблюдала за маленьким, копошащимся в руках существом с трепетом и затаённым восторгом. Она даже не заметила, как от неё отшатнулась какая-то запоздалая дворничиха, разглядев на руке у Маргариты Михайловны живого шмеля. От греха подальше дворничиха обошла лавочку с подозрительными отдыхающими стороной и даже не забрала стоящую рядом пустую пивную бутылку, на которую нацеливалась ещё издали.

«Ну её, эту бутылку, – рассудила дворничиха. – Или шмель укусит, или эта ненормальная что учудит». Волоча за собой метлу, она удалилась, чертыхаясь и поминутно оглядываясь. Но женщина всё сидела и сидела на мокрой зелёной лавочке, казалось, не замечая ничего вокруг, и пристально рассматривала своё живое сокровище на ладони, своего шмеля, любовалась им и находила его всё более и более прекрасным.

Снова вспомнилось детство. Вспомнились пчёлы. Шмели они ведь такие же, как пчёлы. Главой семейства у них та же самая матка, те же шестигранные соты. Матка откладывает в соты яйца. Там появляются белые червячки (черь), их кормят рабочие особи женского пола и через месяц из ячеек выходят взрослые насекомые. Кроме женщин в пчелино-шмелиной семье бывают и мужчины, они зовутся трутнями.

Трутни только едят и ждут, когда королева выберет кого-то из них для продолжения рода. Чтобы не подкачать перед королевой трутни много кушают и дышат свежим воздухом. «А ещё они не курят и не переживают из-за футбола», – звонко рассмеялась своим мыслям Маргарита Михайловна. Подумалось:

– Если бы пчёлы жили, как люди, мы никогда бы не узнали вкуса мёда.

От Маргариты Михайловны шарахнулся в сторону парнишка лет десяти. Он курил в кулак и, по всей видимости, прогуливал уроки. Тётка на лавочке со шмелём в руке, разговаривающая сама с собой, здорово напугала мальчишку. Тот припустил во всю прыть по набережной и даже сигарету от волнения выронил.

Тем временем шмель стал уже настоящим красавцем. Не шмелём, а этаким Шмелём Шмелёвичем. Большим, внушительным, в нарядной сухой одёжке. Приподняв брюшко, он выстрелил на жакет Маргариты Михайловны тонкой струйкой светлой жидкости. Прозрачная желтовая полоска брызнула на солнце, как новогодняя фольга. Прочистив свой шмелиный кишечник, Шмель Шмелёвич разровнял сырые крылья и вдруг начал мелко-мелко дрожать. Со стороны он походил на заводившийся трактор. Шмель словно разогревал двигатель, направляя в нужные места свои масло и дизтопливо. Погудев немного, шмель решительно слетел с ладони Маргариты Михайловны и снова тяжело сунулся в мокрые бархатцы. Наверное, он подумал, что снова пришло лето, снова стало тепло. Но серое утро сменялось таким же серым днём, и бархатцы были такими же холодными, как и раньше. Шмель затих, окунув лапки в капли воды, застывшей на лепестках.

«Взять бы тебя с собой. Ведь пропадёшь здесь, маленький», – с жалостью подумала Маргарита Михайловна. Но она почему-то знала, что шмель не пропадёт, теперь точно не пропадёт, и беспокоилась не по-настоящему, а как бы по привычке, от желания подольше не расставаться с этим маленьким комочком солнца, которое она согрела своими ладонями и согрелась сама.

Скрестив руки на груди, Маргарита Михайловна отправилась домой. Вдруг на обед надумает заявиться муж, и надо бы что-то приготовить. Муж представлялся ей таким же большим и красивым, как шмель, но мокрым и чёрным в холодных оранжевых бархатцах, из которых трудно выбраться, которые мотает ветром и баюкает продрогшего шмеля.

 

© Copyright: Андрей Канавщиков, 2012

Регистрационный номер №0080016

от 28 сентября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0080016 выдан для произведения:

Пчёл, шмелей и ос люди обычно боятся. Стоит только возле аппетитной, налившейся соком груши появиться элегантной жужжалке с тонкой, истинно осиной талией, как людям, находящимся возле той самой груши, да, впрочем, почему только груши – яблока, мёда или просто варенья, так вот этим людям полагается размахивать руками, судорожно вертеть головой и делать озабоченное выражение лица. Все слышали в своей жизни хотя бы один пронзительный рассказ о том, как кого-то укусили и как это больно, как тело распухает и нестерпимо болит на протяжении чуть ли не нескольких дней.

Маргарита смеялась над этими страхами и нелепицами. Её отец всегда держал ульи с пчёлами, и девочка чуть ли не с первого класса уже была его первой и надёжной помощницей. Бывало, мать даже в жаркий летний день закутывается в тысячу одёжек, парится под солнцем, а боится выставить наружу к неутомимо вьющимся по огороду пчёлам малейшую частичку открытого тела. Маргарита же пчёл решительно не боялась, спокойно загорала в их присутствии и даже в ульи заглядывала с голыми плечами в одной только сетке на голове.

Однажды к ним заявился ругаться какой-то дачник. Он, торжественно выставив вперёд свой ужаленный и покрасневший локоть, начал орать что-то о материальном и моральном ущербе. Человек постоянно вытирал свою лысину носовым платком и профессиональным голосом начальника среднего звена требовал прекратить «это безобразие»:

– Развели, так сказать, порнографию. Ни пройти мимо, ни проехать отдыхающему. На ходу пчёлы заедают. Уже хоть на улицу и не выходи, всюду эти ваши долбаные пчёлы.

Папка таких разговоров с собой не любил. За честность и трудолюбие он уже с незапамятных времён избирался депутатом сельского совета. К нему шли за житейскими советами и хозяйственными мелочами все окрестные улицы. Вопрос с мёдом тоже был давно урегулирован ежегодной бесплатной баночкой мёда всем соседям. А тут ни здравствуйте, ни до свиданья, а банальная ругань с порога. Папка поднялся из-за стола на веранде, где он перебирал чёрную смородину:

– Тебя моя пчела ужалила?

– Ужалила! Вон уже целый волдырь вырос. Какого хрена ты тут развёл беспредел, куркуль доморощенный. Мёд, блин, он, видите ли, получает. А мне чихать на твой мёд.

– Мёд ты мой не трожь. И чихать ты тоже до него не дочихаешься. А вот если укусила тебя пчела, то плати три рубля за лечение. Чего рожей-то водишь?

Лысый поперхнулся от негодования, гулко дыхнул перегаром и разразился уже отборным матом. Но папка не дал ему договорить всё, что тот хотел, и ещё раз отрезал:

– Или плати за лечение, или проваливай отсюда, пока не набежала сумма больше. Сейчас я тебя к ульям отволоку и засуну внутрь головой.

Конечно, папка говорил не совсем хорошие слова и даже наоборот – откровенно грубые. Конечно, совать головой в улей совсем незнакомого человека – занятие не из достойных депутата сельского совета. Но так уж логика их разговора сложилась. Раз не хотят по-нормальному, тут никуда не денешься, и по-волчьи завоешь, и в кузов груздем ляжешь.

Маргарита тогда всё-таки пожалела дачника. Лицо его было белое, рыхлое, нездоровое какое-то. Высказала папке:

– Может, ему и вправду очень больно сделалось, гостю-то.

– Запомни, Рита, пчёлы терпеть не могут не только резких движений, страха, но и резких запахов – алкоголя, духов. Пчела по доброй воле, сама по себе никогда не жалит, ей тоже умирать зазря неохота. А тип этот с утра, видишь, уже горючкой заправился и благоухает, как пивная бочка. Тут пчелой не надо быть, чтобы обалдеть от такого букета.

Маргарита согласно кивнула. Сама она уже давно привыкла к пчёлам и, если её жалили – это вызывало эмоций не больше, чем укус комара. С той разницей, впрочем, что комары в деревне кусали девочку, наверное, раз в тысячу чаще, чем пчёлы.

Далёкие воспоминания приятно защемили в сердце. Маргарита Михайловна давно уже не жила в деревне. Давно умер её отец. От недогляда погибли все пчелиные семьи, оставленные на соседей. И сейчас на осенней набережной маленького городка, стремящегося замаскировать свою провинциальность обилием асфальта, были только стройные ряды прямоугольных клумб да пронизывающий ветер. Серые волны иногда казались таким же подобием серого асфальта, только покрытого извилистыми рельефами скрюченной от холода воды.

Ветер рвал одежду, немилосердно трепал цветы на клумбе. Набережная была пустынной и такой же чужой, как и всё вокруг. Маргариту Михайловну только что сократили на работе ради того, чтобы под другим наименованием возродить её должность для родственницы нового начальника. Муж Маргариты Михайловны изменял ей почти в открытую. Под предлогом командировок для своего челночного бизнеса он появлялся дома редко и даже забыл про её день рождения. Вчера он вдруг явился весёлый, пахнущий духами, отслюнявил от пачки денег стодолларовую бумажку, словно это была купюра минимум в миллион, и буднично направился спать.

Наутро Маргарита Михайловна нарочно вышла к дверям провожать супруга на работу. В голове всё вертелось: вспомнит он про мой день рождения или не вспомнит. Не вспомнил. Чуть смущаясь, муж вытащил из дорожного баула пачку сигарет, презервативы и сунул себе в барсетку, загораживая презервативы сигаретами.

– Не скучай, – бросил он Маргарите Михайловне и добавил со смешком, – Не увлекайся слишком бразильскими сериалами.

«Какие сериалы?», – как-то обречённо поплелась в свою комнату Маргарита Михайловна, когда дверь закрылась и муж наконец-то ушёл. Никаких сериалов она не смотрела, а если случайно и попадала на них в своих путешествиях по телеканалам, то смотрела все эти действа механически, равнодушно, вряд ли всерьёз понимая, что же именно она видит. Так, с равным успехом она могла любоваться обоями на стенах, видом из окна стандартной квартирки в блочном доме или цветными картинками в старых журналах, которые хранились так долго, что уже могли читаться, как новые.

Сегодня Маргарита Михайловна решила пойти к реке. По привычке она оделась легко, не сообразив сразу, что лето уже доживает последние деньки. Тонкий жакетик не грел, и Маргарита Михайловна скрестила руки на груди, чтобы экономнее расходовать тепло. Ветер рвал светлые волосы и грозил повыдёргивать из тонких прядей все заколки-невидимки, только бы дозволили ему спокойно поработать. Маргарита Михайловна не раз и не два пожалела о своём самонадеянном желании прогуляться именно по продуваемой насквозь набережной, но уходить тоже не хотелось.

Стихийное начало оно вообще очень притягательно. Эти серые волны, тяжёлая пластика неба, нахохленные тополя. От этой жуткой величественности в стиле скандинавских саг и картин Константина Васильева веяло гипнотической силой, не отпускало, подавляя и подчиняя. Маргарита Михайловна вздохнула и стала размышлять, а что будет, если сейчас она погрузится вот во всё это, зайдёт в эти непроницаемые, словно из тёмного полиэтилена воды, и не выйдет оттуда. От такой сладкой мысли стало гораздо теплее, спокойнее. На волнах ей даже почудилось изображение детского лица. «Мама», – шептало ей сквозь ветер лицо её нерождённого мальчика.

Маргарита Михайловна присела на скамейку, зажмурила глаза. Снова их открыла. И вдруг на самом краю клумбы, на вымокших от ночного дождя цветах она даже не увидела, а скорее почувствовала что-то неожиданное. Маргарита Михайловна пригляделась и на одном из ярко-оранжевых бархатцев увидела шмеля, вымокшего, чёрного, маленького, похожего на длинную чёрную муху.

«Замёрз, бедный, – подумала Маргарита Михайловна. – Промок. Он даже пошевелиться от холода не может». Она подставила шмелю свою ладонь и подтолкнула бедолагу. Тот тяжело пошевелился и вцепился всеми шестью лапками в ладонь Маргариты Михайловны, такую же холодную, как и всё вокруг, но гораздо более тёплую, чем лепестки бархатца или лежащий рядом фантик от чупа-чупса.

Несколько мгновений шмель, совсем не похожий на себя обычного, такого большого, пушистого, нарядного, просто сидел на ладони, безучастно и тихо. Мокрые, слипшиеся крылышки, кажется, провисали, как сырое бельё на верёвке. Но вот шмель поочерёдно начал пошевеливать задними, средними лапками. Потёр друг о дружку передние. Чуть-чуть шагнул вперёд, замер, задумался о чём-то. Снова шагнул. Снова потёр лапки.

А потом шмель медленно стал ползать по ладони, по пальцам, видимо, в поисках более тёплого местечка, перебираясь туда, где его лапки не встречали собственного же холода собственных мокрых следов. Когда человеческое тепло отогрело лапки, шмель поднял своё брюшко и начал ритмично потирать его. Усердно, старательно. Было видно, как буквально на глазах начали проявляться маленькие белые полоски. Шмель просушивал свою шёрстку, стирал лапками остатки влаги со своего пуха и быстро увеличивался в размерах.

После того, как была приведена в порядок задняя часть тела, шмель начал сушить шёрстку за головой. Она тоже, словно на дрожжах, распрямлялась и показывала привычную бело-жёлтую расцветку. Маргарита Михайловна наблюдала за маленьким, копошащимся в руках существом с трепетом и затаённым восторгом. Она даже не заметила, как от неё отшатнулась какая-то запоздалая дворничиха, разглядев на руке у Маргариты Михайловны живого шмеля. От греха подальше дворничиха обошла лавочку с подозрительными отдыхающими стороной и даже не забрала стоящую рядом пустую пивную бутылку, на которую нацеливалась ещё издали.

«Ну её, эту бутылку, – рассудила дворничиха. – Или шмель укусит, или эта ненормальная что учудит». Волоча за собой метлу, она удалилась, чертыхаясь и поминутно оглядываясь. Но женщина всё сидела и сидела на мокрой зелёной лавочке, казалось, не замечая ничего вокруг, и пристально рассматривала своё живое сокровище на ладони, своего шмеля, любовалась им и находила его всё более и более прекрасным.

Снова вспомнилось детство. Вспомнились пчёлы. Шмели они ведь такие же, как пчёлы. Главой семейства у них та же самая матка, те же шестигранные соты. Матка откладывает в соты яйца. Там появляются белые червячки (черь), их кормят рабочие особи женского пола и через месяц из ячеек выходят взрослые насекомые. Кроме женщин в пчелино-шмелиной семье бывают и мужчины, они зовутся трутнями.

Трутни только едят и ждут, когда королева выберет кого-то из них для продолжения рода. Чтобы не подкачать перед королевой трутни много кушают и дышат свежим воздухом. «А ещё они не курят и не переживают из-за футбола», – звонко рассмеялась своим мыслям Маргарита Михайловна. Подумалось:

– Если бы пчёлы жили, как люди, мы никогда бы не узнали вкуса мёда.

От Маргариты Михайловны шарахнулся в сторону парнишка лет десяти. Он курил в кулак и, по всей видимости, прогуливал уроки. Тётка на лавочке со шмелём в руке, разговаривающая сама с собой, здорово напугала мальчишку. Тот припустил во всю прыть по набережной и даже сигарету от волнения выронил.

Тем временем шмель стал уже настоящим красавцем. Не шмелём, а этаким Шмелём Шмелёвичем. Большим, внушительным, в нарядной сухой одёжке. Приподняв брюшко, он выстрелил на жакет Маргариты Михайловны тонкой струйкой светлой жидкости. Прозрачная желтовая полоска брызнула на солнце, как новогодняя фольга. Прочистив свой шмелиный кишечник, Шмель Шмелёвич разровнял сырые крылья и вдруг начал мелко-мелко дрожать. Со стороны он походил на заводившийся трактор. Шмель словно разогревал двигатель, направляя в нужные места свои масло и дизтопливо. Погудев немного, шмель решительно слетел с ладони Маргариты Михайловны и снова тяжело сунулся в мокрые бархатцы. Наверное, он подумал, что снова пришло лето, снова стало тепло. Но серое утро сменялось таким же серым днём, и бархатцы были такими же холодными, как и раньше. Шмель затих, окунув лапки в капли воды, застывшей на лепестках.

«Взять бы тебя с собой. Ведь пропадёшь здесь, маленький», – с жалостью подумала Маргарита Михайловна. Но она почему-то знала, что шмель не пропадёт, теперь точно не пропадёт, и беспокоилась не по-настоящему, а как бы по привычке, от желания подольше не расставаться с этим маленьким комочком солнца, которое она согрела своими ладонями и согрелась сама.

Скрестив руки на груди, Маргарита Михайловна отправилась домой. Вдруг на обед надумает заявиться муж, и надо бы что-то приготовить. Муж представлялся ей таким же большим и красивым, как шмель, но мокрым и чёрным в холодных оранжевых бархатцах, из которых трудно выбраться, которые мотает ветром и баюкает продрогшего шмеля.

 
Рейтинг: +22 1314 просмотров
Комментарии (31)
Надежда Давыдова # 28 сентября 2012 в 09:42 +4
Странная она, Ваша Маргарита. Вместо того, чтобы взять свою жизнь в руки и что-то изменить, она разглядывает пчел и ждет мужа с гулянки. Такое ощущение, что она сама себя не уважает. Хотя жизненно. Я знаю множество женщин, которые поступают именно так. И оправдание у них всегда одно "Зато мужик в доме". Спасибо Андрей за рассказ. Может прочтя его многие женщины задумаются. super
Андрей Канавщиков # 28 сентября 2012 в 10:01 +9
Да, Надежда. Именно так часто и говорят про мужика в доме. Спасибо за прочтение!
Надежда Давыдова # 28 сентября 2012 в 10:16 +3
Провожая мужа, надо было заботливо, с милой улыбкой, сказать: "Дорогой, будь осторожен. Особенно входя в транспорт. Рога не обломай, они у тебя такие красивые и так тебе к лицу"... Думаю желание куда-то идти у мужа отпало бы само собой. laugh
Андрей Канавщиков # 28 сентября 2012 в 19:15 +9
Остроумный вариант ответа, согласен. Но, наверное, речь тут не идёт о том, чтобы любой ценой удержать. Можно простить всё, что угодно, во имя любви, но когда любви нет, то самая маленькая мелочь вызывает протест. Логический парадокс в том, что здесь мужчине гораздо важнее его отношения, чем женщине. Он изменяет, но, прежде всего, он сам не хочет разрыва. Его, прежде всего, устраивает вся эта ложь.
Женщина понимает, что её ничто уже здесь не держит, что ничего не осталось ни родного, ни близкого. И лишь щедрой душой в память о том большом чувстве, что когда-то жило в ней, она заставляет себя жалеть мужчину.
Она понимает необратимость разрыва, видит фатальность и гибельность выбора мужчины, но память о любви в ней выше здравого смысла, логики и всего на свете. Память о любви тоже бывает не менее безрассудной и странной, чем сама любовь.
Надежда, благодарю за такое внимательное отношение к рассказу!
Ольга Фил # 28 сентября 2012 в 11:51 +5
А Маргарита Михайловна, похоже, тоже из тех, кто живёт для других...
Очарована Вашим рассказом, Андрей! Очень поэтичным он мне показался...
Вспомнилось стихотворение Ивана Бунина:

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Андрей Канавщиков # 28 сентября 2012 в 19:21 +6
Ольга, спасибо за точные стихи и очень точные слова, которыми Вы оценили рассказ! Даже ничего не хочу к ним добавлять. А когда поэт называет прозу поэтичной, то одно это - уже песня в слове. buket1
Маргарита Тодорова # 28 сентября 2012 в 12:11 +4
Андрей, никогда бы и не подумала, что о шмеле можно так красиво написать! И вообще, замечательный рассказ!
Удачи!
Андрей Канавщиков # 28 сентября 2012 в 19:27 +7
Маргарита, рад, что понравилось! Спасибо за добрые пожелания! buket7
Елена Бородина # 28 сентября 2012 в 21:34 +6
Очень понравилось вот это простое "папка"! Я тоже в детстве папу своего так называла.
И еще, Андрей, очень интересно описали процесс просушивания шмеля - наверное, наблюдали лично?!
Хорошие у Вас рассказы! Добрые.
muha - это за неимением шмеля...)))
Андрей Канавщиков # 28 сентября 2012 в 21:43 +7
Спасибо, Елена! Благодарю за отклик. Вы правильно угадали насчёт процесса "просушки", ни придумано там ни единого слова, своего рода прямой репортаж с места события. Такие вот они, осенние шмели... elka2
Татьяна Виноградова # 29 сентября 2012 в 10:00 +7
Маргарита Михайловна живет воспоминаниями.
Только по одной причине человек не горит желанием что-то менять в своей жизни – по причине того, что у него нет абсолютной уверенности, что те изменения приведут к лучшему. Это происходит, когда человек проводит время в желании осмыслить свою прошедшую жизнь. Может быть банально, но для того, чтобы двигаться вперед, иногда нужно сделать хотя бы попытку попробовать понять, что с «тобой» произошло и почему это произошло. «А бежать вперед и менять мужиков только потому, что свой гуляет, – подумала героиня, - ох не знаю…»

Она знает повадки и поведение шмеля. Она точно знает, что шмель не укусит ее. Она точно знает, что он не будет агрессивным. Это у людей не понятно, что на уме, а животные в своем поведении, как правило, логичны. Описательная часть замечательна, Андрей. Она и дает эффект присутствия и динамики. Вот уж действительно репортаж с места событий. И этот Ваш ответ мне понравился не менее, чем сам рассказ.

Да, некоторая осенняя легкая грусть…Для женщины идет время осмысления, и она живет воспоминаниями и думами. Хотела бы я знать, что такое «брать судьбу в свои руки»? Думаю, она, как человек думающий, разберется отлично и сама – что ей в жизни нужно больше, разберется и без моих советов. Не исключено, что переедет в деревню и заведет своих пчел.

Как после прочтения того или иного настоящего хорошего произведения, я даже не могу точно сформулировать – чем меня привлекает Ваша проза. Когда вижу перед собой что-то уровнем ниже или, скажем, прозу своего уровня, то вроде как немного понимаю, почему мне нравится та проза. Что-то вроде вкусных пирогов – ну, нравятся и всё тут. А когда читаю Ваше, то несколько теряюсь сформулировать причины, почему снова иду читать. Полагаю, наверное потому, что Автор как бы тащит меня чуть выше, чуть выше моего понимания вещей.
И от этого всё только интересней.
Андрей Канавщиков # 29 сентября 2012 в 12:57 +6
Татьяна, Ваши комментарии, как всегда, можно читать в качестве отдельных произведений. Вы очень умело и грамотно ориентируетесь в художественном тексте, понимаете намёки и даже те линии, которые только обозначены. Могу только согласиться с расставленными акцентами в части раздумий героини и её будущего выбора. Видимо, да, деревня, пчёлы или некое подобие того прежнего, логичного, "детского" мира, когда был жив отец (или даже так, с отсылкой к Ницше - Отец) и существовал высший порядок отношений.
Такие читатели, как Вы, - это честь для любого автора. С огромной признательностью и теплом 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Игорь Кичапов # 29 сентября 2012 в 12:59 +6
Андрей,это просто профессионально уже Я так думаю. В каментах уже высказались, потому трудно добавить. Ну может кроме того. что это-кусочек жизни
Удачи тебе в конкурсе и победы!
Андрей Канавщиков # 29 сентября 2012 в 13:03 +5
Спасибо, Игорь! Считаю, что высокие оценки от таких людей - это уже победа!
Оксана Рахманова # 30 сентября 2012 в 19:20 +2
Жизненно и немного грустно! v
Ольге Фил- buket1
Андрей Канавщиков # 1 октября 2012 в 09:47 +2
Оксана, рад весточке и вниманию! Приятно и то, что отметили роль Ольги в налаживании творческого диалога. Её цитаты из классиков здорово помогают правильной оценке, показывая реальную высоту.
Андрей Мараков # 1 октября 2012 в 01:30 +3
Удивительный рассказ, Андрей!.. Перечитывал несколько раз, и, как водится, находил много интересных вещей, деталей, которых не заметил сразу. Просто здорово!!! Удачи в конкурсе и Победы !!!
Андрей Канавщиков # 1 октября 2012 в 09:53 +4
Спасибо, Андрей! Ценю Ваши слова! С теплом и признательностью воспринял отклик и пожелания. Всего самого доброго и хорошего!
Ольга Баранова # 1 октября 2012 в 22:32 +2
Да, как будто звучит нотка грусти по чему-то безвозвратно уходящему, по торжеству одиночества среди людей. Любимый папка давно в мире ином, сама попала под сокращение на работе, муж живет своей жизнью, в которой для Маргариты нет уже места. А ведь есть потребность тепло дарить...Вот шмеля пожалела, помогла, возродила и появились силы и желание жалеть и согревать мужа, потерявшегося в водовороте соблазнов. Может это мудрость?
Такие ассоциации вызвал Ваш замечательный рассказ, Андрей.
Удачи в конкурсе!!
Андрей Канавщиков # 1 октября 2012 в 23:29 +5
Рад вниманию и тёплым словам! buket7
Анна Магасумова # 2 октября 2012 в 17:51 +3
А мне вспомнилось: "Крылатый шмель на душистый хмель..." flo
Андрей Канавщиков # 2 октября 2012 в 18:01 +3
Фильм состоялся, стихи Киплинга прозвучали, вот и вспоминается всё. Так и должно быть. Человеческое сознание в принципе строится на ассоциациях и аналогиях. Кстати, Анна, сейчас подумал, что шмель из рассказа вполне находится в рязановской традиции. Хотя бунинский шмель, по-моему, всё-таки точнее и глубже.
Спасибо! buket4
Светлана Тен # 4 октября 2012 в 21:37 +3
Андрей, это претендует на психологическую прозу. Читала с удовольствием. Красиво Вы про шмеля изложили, мастерски. big_smiles_138
Андрей Канавщиков # 7 октября 2012 в 00:19 +2
Светлана, спасибо! Рад, что понравилось. buket7
Нина Бочкарева # 5 октября 2012 в 09:58 +6
Рассказ очень понравился, Андрей! Человеческие отношения они разные бывают, и такие тоже. но мне понравилось описание пчел, шмеля. Это так замечательно. У меня есть подруга пчеловод, живет на пасеке , я у нее мед покупаю. Так она может о своих пчелах рассказывать также живописно, как о людях. Еще вспомнила свое наблюдение за осой - мамкой похоже. Она сделала осиное гнездо в нашем садовом домике. Я вошла в домик и увидела это большое гнездо, завизжала, что меня сейчас осы покусают. Муж не долго думая взял это гнездо и бросил в костер. А тут прилетела она такая толстая, готовая отложить личинки, а гнезда то нет. Я наблюдала, как она искала свое гнездо и чувствовала себя виноватой перед осой. Мы нарушили ее жизнь. Сказала мужу, что теперь она будет делать? Он взял ее и хлопнул ладонью. Вот букашки, а осталось неприятное чувство.
Андрей Канавщиков # 7 октября 2012 в 00:25 +4
Нина, порадовал Ваш тёплый и очень душевный отклик. И про ос - интересное наблюдение. Живое, наверное, всё ценно. Большое оно или маленькое, нравится нам или нет, без разницы. Спасибо большое! buket1
Ивушка # 23 августа 2014 в 21:43 +1
Удивительно добрый рассказ,и так выразителен и ярок образ духовно богатой женщины.Гармония человека и природы.Замечательный рассказ. 38
Андрей Канавщиков # 10 сентября 2014 в 16:37 +1
Любая красота - гармонична и любая красота может спасти именно своей гармонией, тем, что в ней всё находится на своих местах. Красота - преодоление хаоса, своего рода творческий акт, с ней спокойно и надёжно. Отогрелся шмель, с ним отогрелась и Маргарита Михайловна, круговорот любви превращается в круговорот гармонии.
Ивушка # 1 ноября 2015 в 17:56 +1
Хорошие рассказы хочется перечитывать,и всегда находится в повествование что-то новое,что сразу и не заметишь.
Ивушка # 30 августа 2018 в 13:52 +1
удивительный добрый рассказ
который я с удовольствием вновь прочитала,
спасибо вам Андрей
Андрей Канавщиков # 11 ноября 2018 в 11:39 +1
Спасибо, Ивушка!